АЛЛЕГОРИЯ (от греч. «аллегориа» - «иносказание») — одна из форм иносказания; конкретный образ, используемый для выражения отвлечённого понятия или суждения. В качестве аллегории могут выступать мифологические персонажи (Купидон — любовь, Фемида — справед- ливость); образы животного мира (Лев — храбрость и сила, Заяц — трусость и слабость, Осёл — глупость и упрямство); образы неодушевлённой природы (в сти- хотворении Ф. И. Тютчева «Море и утёс» (1848 г.) утёс — Россия, буря — револю- ция); олицетворённые общие понятия («барство дикое» и «рабство тощее» в «Де- ревне» (1819 г.) А. С. Пушкина). В литературе Средних веков, а также в поэмах эпохи классицизма действующими лицами бывали Порок, Добродетель, Ужас, Смерть и др. В отличие от символа аллегорический образ, как правило, однозначен. В отличие от эмблемы — основан на некотором сходстве между образом и его значением (например, осёл действительно упрям, а на вид глуповат). В отличие от метафоры — является не простым словесным сопоставлением по сходству, а самостоятельным образом, иногда даже персонажем. Аллегория редко изобретается заново, её значение обычно закреплено традицией, а потому ясно и вне контекста того произведения, в котором она употреблена. Аллегория активно используется в жанрах, имеющих целью прямое поучение: в басне (здесь аллегорией является вся повествовательная часть, а её зна- чением — мораль), притче, утопии и антиутопии.
|