ДЖАЗ — особый род профессиональной эстрадной музыки. Возник в конце XIX в. на юге США, его истоки — в афроамериканском фольклоре(народная негритянская музыка). Термин «джаз» употребляется с 1910 г. Основные черты джаза — импровизация и синкопированный ритм. Такое сочетание звучало хоть и непривычно для слуха, зато смело. Джаз мог сочетать в одном произведении несколько различных ритмов. К началу 20-х гг. XX в. сформировались два основных джазовых стиля — новоорлеанский и чикагский. Для новоорлеанского стиля характерна коллективная импровизация целой группы джаз-оркестра на фоне ритмического аккомпанемента, исполняемого либо ударными, либо струнными (контрабас, банджо), либо фортепиано. Для чикагского стиля характерна сольная импровизация после коллективного изложения основной мелодии. Наибольшую известность среди представителей этого стиля приобрёл трубач и вокалист Л. Армстронг (1900—1971). В 30-х гг. появились первые большие джаз-оркестры — биг-бэнды, игравшие в новом джазовом стиле — свинг (от англ, swing - «качаться»). Ярким представителем этого направле- ния стал другой классик джаза — Дюк Эллингтон (1899—1974), пианист, композитор, создавший свой джаз-оркестр. В джазовом оркестре количество инструментов может быть разным. Как правило, он состоит из ударных, духовых (чаще всего это саксофоны и трубы), струнных (контрабас, банджо, гитара) инструментов, и очень часто присутствует фортепиано. В фортепианной музыке джазовый стиль также получил своё развитие. Если сначала джаз воспринимался исключительно как музыка коллективная, то благодаря творчеству многих джазовых пианистов-композиторов фортепиано зазвучало как сольный джазовый инструмент. Джазовый стиль проник и в сферу вокального искусства. «Первой леди джаза» прозвали американскую негритянскую певицу Э. Фицджеральд (1918— 1996). Она была не только исполнителем, но и автором многих песен. Джаз не стал сугубо американским явлением. Уже в 20-х гг. XX в. он проник в Россию. В 40-х гг. в США возник новый джазовый стиль — би-боп, объединивший в основном творчество негритянских композиторов. Благодаря присущему ему эмоциональному накалу этот стиль впоследствии назвали «горячим джазом». Как бы в противовес ему в 50-х гг. появился стиль кул-джаз, (от англ. cool — прохладный). Он соединил в себе черты джаза и традиционной композиторской школы. Вообще, на протяжении всей своей истории джаз непрерывно развивался, создавались новые стили и направления. Так, именно из джазовой музыки возник знаменитый рок-н-ролл.
|