Теоретическая и прикладная культурология. Цель теоретической (фундаментальной) культурологии – изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. В фундаментальной культурологии сформированы три напранвлеия исследований: социальная культурология (ее предметная область и задачи рассматривались выше); психология культуры исследует проблемы «субъективации» культурной личности, проявляющейся в ее творческом, интепретативном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам, заданным культурой общества, психологической мотивации отношения индивида к общепринятым образцам поведения и суждений. культурная семантика - изучает культурные феномены как средство коммуникации между обществом и личностью, индивидами внутри сообщества, различными сообществами как культурными целостностями, как систему культурных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символических чертах технологий и продуктов всякой человеческой деятельности. Прикладная культурология ориентирована на применение знаний о культуре для прогнозирования, управления и регулирования культурных процессов, разработку способов передачи культурного наследия в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями. Прикладная культурология разрабатывает принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами. Эти принципы и технологии реализуются на трех уровнях – культурной политики, деятельности культурных институтов и внеинституциональных взаимодействий. Первый уровень - культурная политика – это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные государственные и общественные институты.* Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов социализации и инкультурации людей. (Инкультурация – процесс придания личности культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет.) На втором уровне культурные институты занимаются реализацией той самой культурной политики. Культурные институты можно разделить на три группы: 1. Институты по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых: а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения); б) институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концертные организации, кинопрокат); в) культурно-досуговые институты (дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного творчества). 2. Творческие институты (театры, студии, оркестры, художественные коллективы и творчески объединения и др.). 3. Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия). Третий уровень исследований – это проблемы межличностных социокультурных контактов и взаимодействий в семьях, служебных и учебных подразделениях, компаниях по интересам и пр. Прикладная культурология взаимодействует на стыке фундаментальной культурологии с политологией, социологией, психологией и педагогикой.
Культурология под редакцией М. М. Каримова
|