ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 17.11.2019, 13:55

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Дети из многодетных семей в условиях современного общества

    Об этой статье мне рассказала моя знакомая, которая обожает музыку и слушает разные http://radiominsk.by/, и она славится тем, что ей известны исполнители разных жанров. В современном обществе семья выступает как персональная микросреда развития ребенка, базисная основа первичной социализации его личности. Именно в семье начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, опыта человеческого взаимопонимания. Одной из категорий современной семьи является многодетная семья, которая становится достаточно редкой в нашей культуре, особенно в городской среде. Но такая «нетипичная» семья продолжает существовать в нашем обществе и по-прежнему представляет интерес для специалистов. Особые социально-психологические условия многодетной семьи влияют на когнитивные, личностные характеристики ее членов, в особенности детей. Есть все основания полагать, что индивидуально-психологические свойства детей в таких семьях также имеют свои социально типичные черты, которые сохраняются и во взрослые периоды жизни. Некоторые авторы, характеризуя психологические типы семьи, отмечают, что многодетная семья относится скорее к традиционной (патриархальной) семье в ее современном модифицированном варианте. Отношения в патриархальных семьях определяются родством и доминированием отца (мужа), который является наставником, примером для подражания. Здесь воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Для такой семьи характерны принцип половозрастной субординации и отсутствие индивидуальной избирательности. Итогом социализации ребенка является способность легко вписаться в вертикально организованную общественную структуру. Дети, усваивая традиционные нормы, действуют, исходя из представлений о должном . Дети из многодетных семей по сравнению с единственными детьми имеют более низкие когнитивные показатели. Многодетность и особенности сибства, а также образовательно-профессиональный статус родителей являются серьезными факторами, влияющими на школьную успеваемость ребенка. Исследования обнаружили, что дети из многодетных семей имеют более низкую успеваемость, чем школьники из однодетных и двухдетных семей – у них ниже оценки по изучаемым предметам. Средний балл успеваемости детей из многодетных семей значимо снижается при увеличении количества детей в семье. Вероятность получения троек становится выше, а четверок и пятерок ниже при увеличении порядкового номера рождения ребенка. Успеваемость первенцев тем ниже, чем больше детей родилось после их. На успеваемость влияет интервал между рождениями детей. Маленький интервал неблагоприятен для школьной успеваемости – чем меньше разница в возрасте у сиблингов из многодетных семей, тем они хуже учатся. Образование и профессиональная квалификация родителей влияет на школьные оценки. Чем выше образовательно-профессиональный статус родителей, тем успешнее обучаются дети, как в младшем, так и среднем школьном возрасте . В другом нашем исследовании проведен анализ успеваемости учащихся в разных школьных возрастах. Обнаруженные различия в показателях успеваемости детей из многодетных и однодетных семей оказались значимыми только в младшем школьном возрасте, менее выражены среди подростков, а в юношеском возрасте – отсутствуют, и даже успеваемость по отдельным предметам оказалась несколько выше у школьников из многодетных семей. С увеличением размера семьи также снижаются интеллектуальные, речевые характеристики, усиливается разница интеллектуальных показателей между детьми из однодетных и многодетных семей. Но по мере взросления детей данная закономерность перестает проявляться. Так, уровень когнитивного развития детей из многодетных семей значимо ниже, чем у единственных детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Некоторое преимущество единственных в семье детей в развитии когнитивных характеристик сохраняется в подростковом возрасте и стирается к раннему юношескому возрасту. Полученные факты можно объяснить различиями показателя наследуемости в условиях многодетности и однодетности, а также социальной ситуацией развития детей в младших возрастах, когда еще велика роль семейной среды. Более низкие «стартовые» возможности детей из многодетных семей оказывают влияние на когнитивные показатели младших школьников. На протяжении нескольких лет школьного обучения (общего для всех детей) различия, обусловленные дошкольным периодом развития, стираются. Начиная с подросткового возраста уменьшается вклад общей семейной среды и усиливается роль различающейся среды и соответственно значение иных факторов, влияющих на индивидуальность детей. Возможно, что в этих условиях формируются определенные личностные качества, которые компенсируют «слабости» когнитивных показателей и позволяют детям из многодетных семей учиться лучше. Кроме того, в десятых – одиннадцатых классах продолжают обучение юноши, ориентированные, прежде всего, на дальнейшее образование, в том числе и дети из многодетных семей, более успешные в обучении. Факты сниженного когнитивного развития испытуемых из многодетных семей согласуются с аналогичными исследованиями в отношении детей из многодетных и однодетных семей. Наиболее убедительное объяснение дает теория Р. Зайонца о снижении интеллектуального содержания семейной среды в многодетных семьях. Р. Зайонц прогнозирует зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье, порядкового номера рождения ребенка и интервала между рождением детей. Он отмечает, что интеллектуальная атмосфера семьи определяется средним умственным уровнем ее членов. Прибавление взрослого, взросление детей улучшают интеллектуальный уровень семьи, а рождение ребенка соответственно снижает его. Таким образом, чем больше детей рождается в семье, тем ниже ее интеллектуальный потенциал. В условиях многодетности особо значимыми для развития интеллекта дошкольников и школьников из многодетных семей являются экстра-интроверсия, а также личностные свойства, характеризующие общительность детей, и ориентация на отношения со сверстниками вне семьи. Независимо от конфигурации семьи на интеллектуальные способности детей более позитивно влияет общение со сверстниками, чем отношения с сиблингами. Взаимодействия с сиблингами, в основном, ограничивают интеллект ребенка. Возможно, что дети с более низкими интеллектуальными характеристиками склонны к взаимодействию с сиблингами, а интеллектуально способные дети реализуют потребность в общении в кругу сверстников. Но сама ситуация многодетности обуславливает интенсивность общения детей друг с другом внутри большой семьи. Важную роль в когнитивном развитии детей в многодетных семьях играют отношения с матерью: позитивное отношение, снижение директивных родительских установок значимо связано с высокими показателями интеллекта и успеваемости в разных возрастах. Вербальные характеристики (интеллект, успеваемость по языковым предметам и литературе) играют ведущую роль в когнитивной сфере детей из многодетных семей. Так, различия по уровню интеллекта у детей из многодетных и однодетных семей более ярко проявляются в сфере вербального, чем невербального, развития. Они по-особому проявляют себя в структуре индивидуальности детей, образуя при этом связи с личностными свойствами и показателями отношений. Различия между школьниками по личностным свойствам не столь значительны, как по когнитивным показателям. Несмотря на это, можно выделить некоторые характеристики личности детей в зависимости от размера семьи. Школьники из больших семей более молчаливы, рассудительны, практичны, ответственны, доброжелательны, конформны, недостаточно уверены в себе. Единственные дети более активны, беспечны, уверены в себе, независимы, самостоятельны, эгоистичны, с более высокой самооценкой. Детям из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны фрустрирующие реакции (эмоциональные реакции на ситуацию препятствия). Фрустрированность дошкольников снижается при значимых взаимоотношениях с ближайшими взрослыми родственниками и усиливается при контактах со сверстниками (в то время как единственные дети при взаимодействии с другими детьми реже испытывают состояния фрустрации). Школьникам из больших семей в большей мере характерны реакции эгозащитного типа, прежде всего интрапунитивной направленности. В эмоционально-стрессовых ситуациях дети склонны к защите своего «Я» в форме самообвинения, самоосуждения, испытывая при этом чувство вины. Кроме того, в младшем школьном возрасте они предъявляют повышенные требования к окружающим. В юношеском возрасте склонны рассматривать ситуацию примиряющим образом, для разрешения проблемы они готовы встать на позицию взаимопонимания и взаимной уступчивости. Личностные свойства школьников из многодетных семей по сравнению с единственными детьми более тесно связаны с показателями межличностных отношений. Это позволяет предположить, что развитие и проявления их личностных качеств в большей мере обусловлено взаимодействием с другими людьми. У детей из многодетных семей черты личности связаны более с показателями отношений со сверстниками, у единственных – со взрослыми, что отражает специфику общения и отношений у детей из семей с разной конфигурацией. Различия в межличностных отношениях детей из многодетных и однодетных семей нашли отражение в специфике восприятия этих отношений школьниками. В многодетных семьях, в отличие от однодетных, наблюдается некое единство ее членов, а также единство воспитательных практик родителей. Здесь выражены процессы взаимодействия между ее членами, характеризующие большую сплоченность и направленность на семью; дети стремятся к общению, прежде всего с членами своей семьи. Единственные дети активно ищут общения с другими людьми вне семьи – взрослыми родственниками, друзьями, учителями. В больших семьях, по сравнению с малыми семьями, отношения в семье является менее благоприятными. Восприятие детьми отношений с родителями отражает негативные тенденции в воспитательной практике. Единственные дети отмечают более благоприятный характер семейной ситуации и более близкие эмоциональные контакты с родителями .Отношения с матерью важны для всех детей, независимо от типа семьи и возраста детей, однако привязанность детей к матери несколько выше в однодетных семьях. Отношения с отцом не играют столь значимой роли в детско-родительских взаимоотношениях, как отношения с матерью, но отдают приоритет отцу дети из многодетных семей. Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется детьми из многодетных семей, в первую очередь за счет взаимодействия с братьями и сестрами, из однодетных семей – с другом или подругой. В подростковом возрасте дети из многодетных семей начинают активно выходить за рамки семьи, вступать в отношения не только с сиблингами, но также и с ровесниками. Но эта ситуация «выхода из семьи» сопровождается усилением тревожности детей, по-видимому, из-за отсутствия должного опыта взаимодействия с другими людьми, которые не являются родственниками. Размер родительской семьи определяет особенности психологических характеристик не только у детей разного возраста, но и у взрослых людей. Взрослые выходцы из многодетных семей, в сравнении со взрослыми – единственными детьми в семье, являются менее адаптированными в личностной и социальной сфере. Они имеют менее «вариативные» структуры темперамента и личности и, следовательно, менее широкий спектр возможностей индивидуального развития. Порядок рождения как фактор, связанный с особенностями многодетной семьи, определил некоторые характеристики взрослых людей – выходцев из многодетных семей. Дети, родившиеся последними в сравнении с первенцами становятся более доминантными. Первые дети отличаются от последующих сиблингов более высокой интеллектуальной активностью. Кроме этого, старшие дети сложнее переживают фрустрации в социальных взаимодействиях, являются более чувствительными, в большей степени склонны к подчинению. Таким образом, размер семьи и порядок рождения выступают как самостоятельные факторы, определяющие когнитивные, личностные и межличностные особенности детей и взрослых. Среди выявленных социально-типичных характеристик испытуемых из многодетных семей одни характеристики – постоянны и не изменяются в онтогенезе, другие – изменчивы и характеризуют особенности детей только в определенном возрасте.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 5153 | Рейтинг: 2.5/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Как поздравить с Новым годом оригинально...
    Великобритания: НЛО как школьное пособие
    Интересные факты об английском языке

    СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных ... 
    Местоимения some, any 
    Jack London 

    Готовые домашние задания по немецкому яз...
    Немецкие глаголы
    Английский язык для школьников №14

    Наука как социальный институт. 
    Joyce_Dubliners 
    Интегрированный урок по английскому язык... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта