Эстетическая
деятельность(эстетические компоненты деятельности) присущи
в той или иной мере каждому человеку в любом виде деятельности. Ее специфика и
функции, если обозначить их в самом общем виде, заключаются в том, что она
является сферой свободного самовыражения субъекта в его отношении к миру. В
отличие от животного, писал К. Маркс, «человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет
прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по
законам красоты» [135, Т. 42, С. 94].
Эстетическая
деятельность имеет предметно-духовный характер. Ее предметом может стать любой
объект действительности, доступный непосредственному восприятию или
представлению. Это могут быть художественные произведения, содержащие
специально заложенную в них эстетическую информацию; продукты целесообразной
деятельности, утилитарному назначению которых сопутствует их эстетическая
ценность; природные явления, выделенные из естественного ряда благодаря тому,
что к их упорядочению коснулась рука человека, и уже вошедшие в контекст эстетической
культуры. Предметом эстетической деятельности могут стать и явления эстетически
нейтральные, ценность которых актуализируется или утверждаются в процессе самой
деятельности. Сферой особого интереса эстетической деятельности всегда был и
остается мир человека: общественно-исторический процесс, общественная жизнь
людей, их поведение и внутренний, духовный мир.
В
отличие от предметно-практической, эстетическая деятельность, как отмечал Г.Гегель, не лишает свой предмет его естественного
существования. Она лишь завершает его в образе в соответствии с его собственной
логикой и потенциальными возможностями развития и возвышает его до идеала, то
есть до представления о желаемом и возможном. Эстетически преобразованный
предмет вводится в мир человеческой культуры, где он, сохраняя свое самобытное
существование, приобретает ценность, значимость для человека. Эстетический
предмет выступает здесь в качестве опосредствующего звена между объективным (природным
и социальным) и субъективным миром человека.
Как
известно, один и тот же человек является субъектом различных видов
деятельности. Эстетического субъекта характеризует закрепленная чувством удовольствия/неудовольствия
способность к эмоционально-образному мышлению, продуктивному воображению,
пониманию и соучастию. Будучи развитой, эта способность и позволяет «схватить»
предмет в его целостности, «проиграть» нереализованные им возможности развития,
представить его завершенным в соответствии с идеалом.
Субъект
эстетической деятельности и эстетической культуры – не абстрактный человек, а
существо общественное. Вступая в жизнь, он застает готовыми, сложившимися не
только систему социальных отношений, но и культуру общества с определенным
набором материальных и духовных, в том числе эстетических, ценностей,
выработанных предшествующим историческим развитием. Для него они становятся объективными
условиями его бытия, предпосылкой его эстетической деятельности. Усвоенные в
процессе социального взаимодействия и в результате целенаправленного воспитания,
эстетические ценности общества выступают в качестве ориентира в его собственных
эстетических отношениях к действительности, критерия ее эстетической оценки и
одновременно образца, позволяющего организовать свою продуктивную эстетическую
деятельность.
Наличие
общественно значимых норм и ценностей, фиксированных в эстетической культуре,
освобождает эстетическую деятельность от элементов излишнего субъективизма. Чем
свободнее и самобытнее выражает себя субъект в эстетическом отношении, тем
сильнее он чувствует потребность в величайшем богатстве, каким является общение
с другим человеком. В общении с этим другим (другими) происходит освоение
эстетической культуры общества, проверяется эстетическая ценность
непосредственного переживания личности, оригинальность и самобытность ее
эстетического отношения к действительности.
В
общественно-историческом процессе на основе развития общественной практики и
общественного разделения трудапроисходит профессионализация и, собственно,
выделение в рамках эстетической деятельности особого вида эстетической
деятельности – художественной деятельности – искусства. В отличие от эстетической деятельности,
сопутствующей другим видам общественной практики, эстетическая ценность которых
неотделима от их утилитарной, нравственной, познавательной ценности, искусство
специально ориентировано на производство и воспроизводство эстетических
отношений и ценностей, расширение их диапазона и углубление общественной
значимости. Искусство является таким видом эстетической деятельности, в котором
эстетические ценности находят свое духовно-предметное выражение, что
обеспечивает возможность их накопления в культуре и всеобщую сообщаемость.