Эту статью мне посоветовал мой приятель, которому понадобилась IT Certification для работы, и он обратился в надежную компанию, которая смогла качественно обеспечить эту сертификацию. Философия
определяет познание как творческую деятельность человека, формирующую его
знания об окружающем мире. Творчество же трактуется как «способность человека
из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность» [Философский
словарь 1981: 285].
Что же представляет собой процесс познания, в чем
заключается его творческое начало и как соотносятся между собой действительность и новая реальность?
по мнению специалистов в области когнитивной
психологии, познание какого-либо объекта означает построение его ментальной модели. В нашем случае,
следовательно, речь должна идти о модели
действительности, дающей – как и любая иная модель – наглядное
представление об устройстве объекта. Таким образом, новая реальность в философском определении есть не что иное, как действительность, смоделированная
человеком.
Действительность, на которую направлена когнитивная
деятельность, принято именовать объективной,
т.е. существующей независимо от сознания человека. Реальной будем называть смоделированную действительность. Понятно,
что преобразование объективного в реальное не происходит само собой, – инструментом
создания модели действительности является естественный язык.
Факт, по замечанию
Г.В.Рамишвили, столь же непреложный, сколь и менее всего осознанный [Рамишвили
1985: 315].
Действительно,
зафиксированные в языке знания о мире на самом деле очень мало осознаются его
носителями и ограничиваются, как правило, уровнем номинации: «Многие полагают,
что язык есть по существу номенклатура, то есть перечень названий,
соответствующих каждое одной определенной вещи» [Соссюр 1999: 68], в то время
как язык – это система, элементы которой, вступая в отношения друг с другом,
«образуют целое» [Соссюр 1999: 115].
Первый в истории человечества инструмент моделирования
оказался и единственным универсальным: любая существующая семиотическая система
может быть интерпретирована языковыми средствами, но не наоборот.
Универсальные моделирующие возможности естественного
языка предопределяются его уникальным свойством означивания – присвоения (предицирования) внеязыковым объектам
языковых значений.
Языковое означивание обеспечивает познание
действительности как ее интерпретацию
– моделирование смысловым, по
А.Ф.Лосеву, образом, «отражающим то
или иное понимание» [Лосев 1983: 137], что и обусловливает творческое начало
когнитивной деятельности.
Именно благодаря языковым значениям окружающая нас
действительность становится воспринимаемой, а потому реальной. Стоит в этой связи вспомнить изящную метафору
швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра, уподобившего язык стеклам очков, «через
которые мы созерцаем предметы» [Соссюр 1990: 20].
Говоря о языке как об универсальной и вместе с тем
уникальной интерпретирующей системе, считаем принципиально необходимым ввести
разграничение между интерпретацией действительности в языке и интерпретацией действительности средствами языка.
Мы созерцаем,
т.е. воспринимаем, узнаваемые благодаря первичной
языковой интерпретации предметы и
подвергаем их вторичной интерпретации
в процессе коммуникации. Таким образом, универсальность возможностей языка-интерпретатора, выполняющего коммуникативную функцию, обеспечивается
уникальностью языка-интерпретантав его кумулятивной функции.
Результат первичной интерпретации в языке – реальная действительность –
репрезентируется в человеческом сознании как не локализованное во времени и
пространстве существующее. В процессе
коммуникации, т.е. в момент вторичной интерпретации, реальная действительность воспринимается как происходящее«здесь и
сейчас», сопоставленное происходившему
и предполагаемому; при этом существующее – как данное – узнается в происходящем, а происходящее – как новое – понимается сквозь призму существующего.
Знание существующего
обеспечивает возможность идентификации происходящего
и присвоения ему языковых значений, актуальных на момент восприятия, т.е.
интерпретации средствами языка.
Созданная в процессе первичной интерпретации реальная действительность
регламентирует границы между означенным – познанным и известным – и
неозначенным, еще не познанным и неизвестным и по этой причине как бы вовсе не
существующим. Другими словами, в действительности, в которой все мы существуем,
осознанно или бессознательно, реально существующим признается то, что получило
вербальное выражение, а следовательно, может быть идентифицировано.
Выполняя интерпретирующую функцию, язык, как любая
другая моделирующая система, редуцирует и адаптирует объективную действительность, облегчая таким образом ее восприятие.
Свойства объективной и реальной
действительности можно представить следующим образом:
Действительность
объективная
реальная
1. недискретность
1. дискретность
2. аморфность
2. оформленность
3. отсутствие координат
пространства и времени
3. наличие координат
пространства и времени
Поскольку реальная
действительность становится для нас таковой в результате оязыковления(термин
И.А.Бодуэна де Куртенэ), мы с полным основанием можем именовать ее языковой действительностью.
В отличие от объективной, языковая действительность не
бесконечна, однако она открыта в бесконечность, будучи системой динамической,
пребывающей в постоянном и непрерывном развитии.
Развитие языковой действительности осуществляется за
счет циркуляции информации в обществе – аккумуляции и трансляции когнитивного
опыта данного языкового коллектива и всего человечества.
Понимание оязыковленности
реальной действительности как ее ограниченности и искаженности по сравнению с
объективной имело своим следствием многочисленные и вполне безуспешные попытки
освободиться от «пут языка» и выйти в «истинный» мир. Особенно ярко они
обнаруживают себя в философии: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. в разное
время предлагали создание искусственного языка, который бы не уводил человека в
сторону от действительности.
Не утихают споры о критерии истинности языковых
выражений и среди специалистов в области логического анализа естественного
языка.
Формальная логика считает истинным то, что
«соответствует действительности», и ложным то, что «искаженно отражает
действительность» [Бойко 1994: 24]. О какой, однако, действительности идет
речь? Вряд ли кто-то усомнится в том, что критерий истинности / ложности не
является абсолютным и может быть применен только в пределах одной и той же
системы.
Поэтому утверждение, например, о солнце, которое садится на
востоке, будет ложным постольку, поскольку в реальной действительности известно, что солнце садится назападе,
но не потому, что Солнце неподвижно относительно вращающейся вокруг него Земли
в действительности объективной.
Уникальность языкового моделирования заключается,
таким образом, в том, что язык редуцирует внеязыковую действительность, организуя ее: присваивая ей признаки времени
и пространства, расчленяя ее на составляющие и устанавливая отношения между
ними.
За счет присвоенных ей языковых значений
действительность становится осмысленно упорядоченной, а следовательно,
управляемой, т.е. не только воздействующей, но и поддающейся воздействию, что и
составляет то главное условие, которое обеспечивает человеку возможность
взаимодействия с миром.
Языковое оформление действительности в процессе
познания определило в конечном итоге ее понимание как единого целого,
состоящего из дифференцированных друг от друга взаимосвязанных и
взаимозависимых элементов – мира, как мы его определили, существующего.
Устройство и организация существующего подчиняются когнитивной логике – естественной логике
познанного в языке бытия, а следовательно, познать их можно только через язык,
«путем исследования языковых значений и раскрытия тех когнитивных элементов,
которые в них заложены» [Бондарко 1978: 63].
Наряду с логической язык несет в себе аксиологическую
– оценочную – интерпретацию мира. Опыт, который мы квалифицируем как
когнитивно-аксиологический, представляет собой неизбежное следствие и условие
взаимодействия человека с миром, а потому играет роль, ничуть не уступающую по
значимости роли когнитивно-логического опыта, поскольку существенным образом
влияет на моделирование поведения личности как члена данного социума.
когнитивно-аксиологическая модель действительности –
коллективная модель социального миропорядка
– представляет собой результат осознания значимости составляющих мира и их
отношений в когнитивно-социальном опыте данного языкового коллектива, т.е. в
культурно-историческом контексте, и составляет основу социализированного
мироощущения, мировосприятия, мировоззрения членов социума – носителей
конкретного языка.
Языковые логика и аксиология, обеспечивающие возможности моделирования
действительности в коммуникативной деятельности, определяют статус языка как
«системы ориентиров, необходимых для деятельности» [Леонтьев 1999: 272].