КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЗЛА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РОССИИ И США
Анализ политических концептов является одной из наиболее
актуальных задач политической лингвистики. Мы полагаем, что в современных
условиях особое значение приобретают проблемы применимости моральных оценок к
политическим действиям. Поэтому, как представляется, концепты злои evilможно считать ключевыми для
современной российской и американской политической картины мира,
репрезентируемой, прежде всего, национальным политическим дискурсом.
В ходе
проведенного исследования было выявлено, что этические концепты зло
и evil при
функционировании в политическом дискурсе дополняют имеющиеся национально-культурные
особенности признаками, обусловленными современной политической ситуацией в
стране, курсом внешней политики, общими тенденциями развития человеческой
цивилизации.
Концепты
злои evil,
функционирующие в политическом дискурсе, являются мегаконцептами, объединяющими
определенный набор частных концептов. В качестве совпадающих в двух культурахвыступают
концепты терроризм, экстремизм, политический режим, власть, политические выборы, война, коррупция, негативные
экономические процессы, негативные
социальные процессы, наркотики и моральное зло. Специфическими частными концептами в русской политической картине
мира являются государство, законы, преступность, реформы, бизнес, чужие культурные традиции, в американской – торговля людьми.
При описании концептуализации зла были рассмотрены три
составляющие концептов: понятийная, образная и значимостная.
Понятийная составляющая концептов представлена через фреймовую
структуру, сконструированную на основе теории семантических ролей, поскольку
зло в дискурсе описывается через ситуацию «причинение зла». При совпадении
структуры фрейма (общего набора слотов) различия обнаруживаются в характере их
вербальной репрезентации в русских и американских СМИ. Сопоставив содержание
всех слотов фреймовой структуры мегаконцептов зло иevil, мы пришли к выводу о том, что
данные концепты имеют общие концептуальные признаки, обусловленные особенностями
политического климата современного мира – терроризмом и политико-религиозными
конфликтами. Однако в ходе исследования выявлено немало отличий в признаках
концептов, отражающих специфические факторы, наиболее значимые в период
2001-2006 годов для конкретной страны. Для США – это война в Ираке и позиция политических
партий, для России – действия властей, коррупция, экономические проблемы,
неблагоприятный социальный климат в стране.
Анализ политического дискурса позволяет определить
особенности концептуализации зла в России и США. В обеих лингвокультурах зло
концептуализируется как ситуация, при которой целью отдельных политических
деятелей является причинение психологического и физического вреда обществу. Как
для русских, так и для американцев причинами
данных действий являются как субъективные факторы, так и объективные. Общими
результатами для обеих стран являются межэтнические конфликты, сопровождающиеся
политическими, экономическими, людскими потерями. Данная ситуация как в
российском, так и в американском дискурсе рассматривается в качестве стимула к
объединению усилий государственных деятелей и служб, общества в целом,
отдельных государств и международных организаций для ответных реакций на
совершенное зло. Характер ответных
действий русских и американцев (мирные или насильственные) находится в прямой
зависимости от источника зла.
Образная составляющая выявляется в процессе анализа
концептуальных метафор политического дискурса. Именно рассмотрение
метафорических моделей способствует выявлению особенностей объективации абстрактного
феномена зла в различных конкретных образах, отображающих универсальное и
специфическое в восприятии зла национальным сознанием. В качестве общего
способа репрезентации исследуемых концептов используются метафорические модели
«зло – военный противник», «зло – растение», «зло – вещество», «зло – страна».
Также выделены метафорические модели, отражающие особенности национального
характера. Так, американцы более расположены рассматривать зло как реальный
объект в отличие от русских, которые нередко изображают зло в виде
сверхъестественного существа.
Значимостная/ ценностная составляющая концептов указывает на
их место в современной картине политического мира. Зло
является общечеловеческой антиценностью, оппозицию которой составляет добро.
Концепты зло и evil в настоящее время
приобрели большое значение в связи с изменениями культурных, национальных,
религиозных и политических факторов. Это проявляется не только в значительной словообразовательной продуктивности
и большом количестве лексико-семантических вариантов лексем-имен концептов, но
и в создании идеологем («evilempire»/ «империя зла» и «axisofevil»/ «ось зла»), в частом
использовании имени концептов для психологического воздействия и манипуляции обществом.
В
заключении отметим, что не только национальный язык, но и политический дискурс
накладывает определенные особенности на способы концептуализации зла.