«КРЕМЛЕВСКИЙ РЕПОРТАЖ» НАЧАЛА XXI ВЕКА: МЕТАМОРФОЗЫ ЖАНРА
Важнейшую роль в процессе формирования и трансформации
имиджа главы государства играют средства массовой информации. Освещением его
деятельности занимаются профессиональные журналисты – так называемый
«кремлевский пул». Он включает в себя специально аккредитованных журналистов
крупных печатных изданий, телеканалов, радиостанций и информационных агентств.
Журналисты пула присутствуют на значимых российских событиях, проходящих с
участием первого лица государства, сопровождают президента в ходе его визитов.
Пул существовал при Б.Н. Ельцине, В.В. Путине и продолжает свою работу при Д.А.
Медведеве [Кремлевский пул: Электронный ресурс].
За годы существования «кремлевского пула» традиционный
журналистский репортаж о событиях с участием главы государства трансформировался
в новый жанр - «кремлевский репортаж». Впервые это обозначение жанра появилось
в предисловии А. Васильева к книге А. Колесникова «Я Путина видел» [Колесников
2005: 3]. Сегодня такого рода материалы регулярно публикуются в федеральных и
региональных изданиях - «КоммерсантЪ», «Российская газета», «Ведомости» и др.
В научной литературе изучение особенностей информационного
жанра «репортаж», как правило, ограничивается кратким описанием истории его
становления и перечнем практических рекомендаций по его написанию. В то же
время феномен жанра «кремлевский репортаж», сформировавшийся в начале XXI века, еще не был предметом
специального лингвистического анализа.
В соответствии с традиционной классификацией журналистских
жанров, репортаж – это «публицистический жанр, дающий наглядное представление
о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника
события»[Тертычный 2005:156]. Задача
любого репортажа заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории
возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца – журналиста, то есть
создать так называемый эффект присутствия[Шибаева:
Электронный ресурс: 55].
Цель исследования – изучить пути становления и жанровые
признаки современного «кремлевского репортажа» и определить его роль в
формировании имиджа первого лица государства. Материалом послужили статьи А.
Колесникова, опубликованные в изданиях ИД «КоммерсантЪ» в 2008-2009 гг. и его
книге «Раздвоение ВВП: как Путин Медведева выбрал» (М., 2008), а также
публикации в региональной прессе.
Существует
мнение, согласно которому все официальные репортажи о визитах первого лица
государства абсолютно одинаковы. Однако изучение фактического материала
показывает, что структура репортажа, стилевые особенности, расставленные
акценты определяются не только спецификой самого издания, его форматом, целевой
аудиторией, но и установкой (стратегией), дискурсивным стилем журналиста.
Сопоставление типических признаков жанра традиционного
официального репортажа и «кремлевского репортажа» начала XXI века позволило увидеть
отличительные особенности последнего и выявить приемы иронического описания
событий, характерные для трансформированного жанра. Все они подчинены главной
задаче – писать о президенте интересно, как несколько
лет назад подчеркнул бывший главный редактор «Коммерсанта» А. Васильев.
Наблюдение за особенностями «кремлевских репортажей»
отдельных журналистов позволяет говорить о том, что последние активно
участвуют в процессе формирования, укрепления или трансформации имиджа первого
лица государства.
Изучение
особенностей функционирования «нового старого» жанра официального репортажа
актуально как в свете формирования имиджа президента, так и в аспекте формирования
новых практик современного политического дискурса.