Война с сильным противником требовала резкого увеличения государственных расходов. Налоги и акцизы отбирали у бедняков города и деревни то немногое, что они могли заработать. То здесь, то там вспыхивали крестьянские волнения, но они не приобрели
характера мощных восстаний и быстро подавлялись военной силой, хотя и явились грозным предупреждением господствующим классам. По всей стране создавались многочисленные секты, допускавшиеся по индепендентской концепции религии. К удивлению иностранцев, посещавших Англию, это была страна «ста религий». Большинство сект носило демократический характер и сохранило прогрессивные традиции раннего индепендентства и левеллерства. Многие левеллеры вступили теперь в секту под названием «Общество друзей внутреннего света», или, как насмешливо называли ее врат, секту квакеров («трясущихся» в молитвенном экстазе). Квакеры верили в то, что «внутреннее просветление», глубоко личное общение с богом только и могут принести человеку счастье и переустроить общественные отношения. Они отказывались от прямой политической деятельности, но своим подчеркнутым пренебрежением к богатству, к грубой силе победителей в то время представляли еще известную оппозицию властям.
Между тем только сила могла сохранить позиции буржуазно-дворянских дельцов. Социальная опора их была крайне узка, поскольку парламент решительно ничего не сделал для народа. Прямым насилием удерживались в подчинении не только массы в самой Англии, но и в покоренной Ирландии и Шотландии; только сила могла сдержать роялистскую оппозицию. А сила была в руках Кромвеля. К нему — завоевателю Ирландии и Шотландии, победителю роялистов и левеллеров и обращали взоры буржуа, сквайры и джентри, мечтая о военной диктатуре, которая обеспечила бы дальнейшее обогащение. Чутко уловив эти настроения верхов общества, Кромвель 20 апреля 1653 г. разогнал «охвостье» Долгого парламента.
Однако сразу открыто взять власть в свои руки Кромвель не решился. Он созвал новый, так называемый Малый парламент, депутаты которого избирались не населением графств (пусть даже по самому высокому цензу), а местными религиозными обществами во главе с индепендентскими священниками. Это был однопартийный ипдепендентский парламент, и Кромвель надеялся, что люди его партии окажут ему полную поддержку. Но депутаты парламента (названного Бербонским по имени одного из деятельных депутатов) отнюдь не выражали намерения стать слепой игрушкой в руках диктатора. Это были суровые индепенденты из провинции, сохранившие идеалы раннего пуританства, пропитанные духом левеллерства. Для них ссылка на Библию была не привычной формулой, искусственно притягиваемой для доказательства нужного положения, а действительным «источником мудрости». Воздержавшись от ассигнования новых средств на войну, этот «парламент святых» занялся принципиальными вопросами общественного и государственного устройства. Он успел сделать немногое: издать закон о гражданском браке, упорядочить сбор акцизов, освободить из тюрем должников, не имеющих возможности уплатить долг. Но Бербонский парламент занялся подготовкой крайне важных
реформ революционного характера: об отмене десятины, кодификации права и даже об освобождении копигольдеров от повинностей, т. е. превращения копигольда во фригольд.
Уже одно только обсуждение этих вопросов вызвало ненависть к Бербонскому парламенту со стороны церковников, сквайров, джентри, корпораций юристов, крупной буржуазии. Среди депутатов усилилось умеренное крыло, отражавшее эти настроения. Под давлением армейской верхушки умеренные элементы провели постановление о самороспуске парламента (12 декабря 1653 г.) и передаче всей власти Кромвелю. А через несколько дней Кромвель был провозглашен «лордом-протектором свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии».
|