Материальные
и информационные средства– это,
в традиционном понимании, средства обучения – игрушки (в раннем возрасте),
учебное оборудование, учебно-наглядные пособия и т.д. Характерно, что на ранних
стадиях развития человечества – в традиционном и ремесленном типах организационной
культуры специальных средств обучения вообще не было – обучение проводилось на
реальных производственных орудиях – сохах, молотках, топорах и т.п. Или же манускрипты,
рукописные церковные книги и т.д. использовались одновременно как по своему
прямому назначению так и, попутно, в целях обучения. За исключением, наверное, игрушек, которые издревле являлись макетами и
моделями орудий труда, предметов быта, а также людей и животных. Учебная книга
как основное средство обучения появилась уже в научном типе организационной
культуры с появлением книгопечатания. В рамках научного типа организационной
культуры впоследствии стали интенсивно развиваться и другие средства обучения –
наглядные пособия, макеты и модели и т.д., а в ХХ веке – технические средства
обучения – кино, телевидение, компьютеры и т.п.
Но
материальные и информационные средства обучения специально создаются другими
людьми – не самими обучающимися – издательствами, специализированными заводами,
компьютерными фирмами и т.д. – за исключением тех редких случаев, когда
наглядные пособия, макеты и т.п. создаются самими обучающимися.
Все остальные средства учения – языковые,
логические, математические осваиваются самими обучающимися в ходе самой учебной
деятельности.