Существенную,
подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы
исследования.
Методы
исследования подразделяются на эмпирические(эмпирический – дословно – воспринимаемый
посредством органов чувств) и теоретические(см. Табл. 3).
Относительно
методов исследования необходимо отметить следующее обстоятельство. В литературе
по гносеологии, методологии повсеместно встречается как бы двойное разбиение,
разделение научных методов, в частности, теоретических методов. Так,
диалектический метод, теорию (когда она выступает в функции
метода – см. ниже), выявление и разрешение противоречий, построение гипотез и
т.д. принято называть, не объясняя почему (по крайней мере, авторам таких объяснений
в литературе найти не удалось), методами познания. А такие методы как анализи
синтез, сравнение, абстрагированиеи
конкретизацияи
т.д., то есть основные мыслительные операции, – методами теоретического исследования.
Аналогичное
разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования. Так,
В.И. Загвязинский[70, 71] разделяет эмпирические методы исследования на две
группы:
1. Рабочие,
частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов
деятельности; наблюдение; опрос(устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.
2. Комплексные,
общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных
методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа;
эксперимент.
Однако
название этих групп методов, наверное, не совсем удачно, поскольку
затруднительно ответить на вопрос: «частные» – по отношению к чему? Так же и
«общие» – по отношению к чему? Разграничение, скорее всего, идет по другому
основанию.
Разрешить
это двойное разделение как в отношении теоретических, так и в отношении
эмпирических методов возможно с позиции структуры деятельности.
Мы
рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если
научное исследование – это цикл деятельности, то его структурными единицами
выступают направленные действия. Как известно, действие– единица
деятельности, отличительной особенностью которой является
наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными
условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может
быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано
разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в
разные действия (А.Н. Леонтьев).
Исходя
из этого мы выделяем (см. Табл.
3):
– методы-операции;
– методы-действия.
Такой
подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь [227]:
– во-первых,
метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи –
метод-действие;
– во-вторых,
метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического
освоения действительности – метод-операция.
Таким
образом, в дальнейшем мы будем рассматривать методы исследования в следующей
группировке:
Теоретические
методы:
– методы
– познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка
проблемы, построение гипотезы и т.д.;
– методы-операции:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д.
Эмпирические
методы:
– методы
– познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.;
– методы-операции: наблюдение, измерение,
опрос, тестирование и т.д.