ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 25.04.2024, 04:04

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Методы научного исследования.

    Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования.

    Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические (см. Табл. 3).

    Относительно методов исследования необходимо отметить следующее обстоятельство. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается как бы двойное разбиение, разделение научных методов, в частности, теоретических методов. Так, диалектический метод, теорию (когда она выступает в функции метода – см. ниже), выявление и разрешение противоречий, построение гипотез и т.д. принято называть, не объясняя почему (по крайней мере, авторам таких объяснений в литературе найти не удалось), методами познания. А такие методы как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д., то есть основные мыслительные операции, – методами теоретического исследования.

    Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования. Так, В.И. Загвязинский [7071] разделяет эмпирические методы исследования на две группы:

    1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.

    2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.

     

    Табл. 3

    Методы научного исследования

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

    ЭМПИРИЧЕСКИЕ

    методы-операции

    методы-действия

    методы-операции

    методы-действия

    ¨ анализ

    ¨ синтез

    ¨ сравнение

    ¨ абстрагирование

    ¨ конкретизация

    ¨ обобщение

    ¨ формализация

    ¨ индукция

    ¨ дедукция

    ¨ идеализация

    ¨ аналогия

    ¨ моделирование

    ¨ мысленный эксперимент

    ¨ воображение

    ¨ диалектика (как метод)

    ¨ научные теории, проверенные практикой

    ¨ доказательство

    ¨ метод анализа систем знаний

    ¨ дедуктивный (аксиоматический) метод

    ¨ индуктивно-дедуктивный метод

    ¨ выявление и разрешение противоречий

    ¨ постановка проблем

    ¨ построение гипотез

     

    ¨ изучение литературы, документов и результатов деятельности

    ¨ наблюдение

    ¨ измерение

    ¨ опрос (устный и письменный)

    ¨ экспертные оценки

    ¨ тестирование

     

    ¨ методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта

    ¨ методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент

     

     

     

    Однако название этих групп методов, наверное, не совсем удачно, поскольку затруднительно ответить на вопрос: «частные» – по отношению к чему? Так же и «общие» – по отношению к чему? Разграничение, скорее всего, идет по другому основанию.

    Разрешить это двойное разделение как в отношении теоретических, так и в отношении эмпирических методов возможно с позиции структуры деятельности.

    Мы рассматриваем методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование – это цикл деятельности, то его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие – единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев).

    Исходя из этого мы выделяем (см. Табл. 3):

    – методы-операции;

    – методы-действия.

    Такой подход не противоречит определению метода, которое дает Энциклопедический словарь [227]:

    – во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи – метод-действие;

    – во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности – метод-операция.

    Таким образом, в дальнейшем мы будем рассматривать методы исследования в следующей группировке:

    Теоретические методы:

    – методы – познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.;

    – методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д.

     

    Эмпирические методы:

    – методы – познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.;

    – методы-операции: наблюдение, измерение, опрос, тестирование и т.д.
    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (16.07.2010)
    Просмотров: 2748 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Как в новогодние праздники не забыть анг...
    English Vocabulary in Use - серия учебны...
    WISE THOUGHTS OF WISE PEOPLE

    Проблемы молодежи. 
    Cinema 
    Новая проводка в доме 

    Английский язык для школьников №10
    3 года, 3 месяца и 3 дня с ucoz’ом
    Школы Москвы

    Adams The Hitch Hiker 
    Baum_The_Patchwork 
    «Шифровка» 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz