Жизнь маленького ребенка
постоянно подвергается опасности. Он рождается совершенно беспомощным и
неприспособленным к жизни. В любой момент и даже от очень не значительной
причины огонек жизни в нем может затухнуть. На Руси из-за этого не крестили
детей, пока они не доживут до года.
Также
определенно можно утверждать, что ребенок появляется на светасоциальнымсуществом. И это вполне нормальное явление. Ему еще только предстоит стать
социальной личностью. Воспитание ребенка приводит к его социализации, то есть
он вынужден начать считаться не только со своими желаниями, но и с желаниями
окружающих его людей.
Сердиться - значит мстить себе за ошибки других.
Ж а
нЖ а кР у с с о
Негативизм, которого очень боятся родители и который,
с их точки зрения, очень мешает воспитанию, во многом является защитной
реакцией, позволяющей сохранить свою аутентичность. Дух противоречия связан с
самосохранением и самоутверждением личности.
Сынок! Ты наверное, пока еще хорошо помнишь эти свои
«приступы» негативизма. Когда тебе было 14 лет, ты надо, не надо, но все делал
и говорил по-своему. «Ты оденешь эту вещь?». «Нет!». Но, в конце концов
оказывалось, что ты спокойно одевал ее, когда необходимость в сопротивлении
давлению родителей исчезала. Мы с мамой много смеялись над этим. Да и ты,
наверное, помнишь, как сам потом смеялся над собой.
То же самое происходит и с малышом. Он на некоторых
этапах своего психологического развития отчаянно отстаивает свое мнение. И если
родители понимают важность этого, то позволяют ему тот уровень свободы в
принятии решений, на которые он в это время претендует. Когда ребенок
убеждается, что все с уважением относятся к его мнению, он сам перейдет на более
удобный формат – позволит решать те или иные вопросы его жизни родителям. Ведь
любой выбор требует усилий. И если он убежден, что это не насилие, то спокойно
и с удовольствием воспримет готовое решение, которое ему предложат родители.
Первый этап негативизма у ребенка появляется к
годовалому возрасту. Когда его просят сделать что-либо, что ему не нравится, то
самое вероятное, что можно услышать в этом возрасте: «Нет!» И дело иной раз
доходит до того, что он говорит «Нет!» даже на то, что ему нравится. Но мы
думаем, что если бы он это не делал, то с такими родителями, которые вечно
носятся с какими-то идеями относительно его будущего и пытаются их реализовать
на нем, запросто можно превратиться в робота.
Что, кстати, иной раз и происходит, когда ребенка
ломают «через коленку». И если родителям удастся подавить сопротивление, то он
становится пай-мальчиком или пай-девочкой. Но из-за этого он становится таким
обезволенным, что уже будучи взрослым, не сможет сказать «Нет!» никому. И,
естественно, этим воспользуются все, кому не лень. Да и в творческом плане он
станет совершенным евнухом!
Второй этап негативизма приходит тогда, когда ребенку
исполняется два года и он начинает бороться за самостоятельность. Этот период
образно называют «ужасные двухлетки». Но родители не понимая, что это
естественный этап развития КАЖДОГО ребенка, воспринимают это как «бунт на
корабле». И иной раз очень жестоко подавляют его. Мы не помним, чтобы у нас
были такие проблемы. Связано это, видимо, с тем, что мы много чего тебе разрешали.
И говорили «Нет!» только тогда, когда это было опасно для тебя (или для кота!»
Но проблемы, связанные с этим этапом негативизма могут быть у твоих детей. Он
заканчивается к 3 годам и ребенок опять почти всегда становится «белым и
пушистым».
В 5-6 лет возникает третий этап негативизма. Ребенок в
этом возрасте восстает против авторитета родителей, что сильно гневит их. То
есть этих этапов много. И они связаны с фундаментальными особенностями развития
человека.
Желание в чем-то превзойти других – одна из первых
реакций ребенка на окружающую среду. И эта реакция – фундаментально важная для
развития цивилизации. Только через соперничество, через соревнование люди
добиваются чего-то большего, чем имеют. И негативизм ребенка является первой
«пробой пера» в его попытках воздействовать на этот мир по своим лекалам.
Маленький ребенок является эгоистом до мозга костей.
Но этот эгоизм как бы экспериментальный и настоящим эгоизмом не является: это
испытание только что появившегося «Я» в отношениях с жизнью и другими людьми. И
ребенок долженв этом деле достичь хоть
небольших, но реальных успехов в отстаивании своих желаний и своей линии
поведения.
И если ему этов той или иной степени удастся, он через это удовлетворяет свое желание
самоутверждения. Если ребенок убедится, что с его «Я» считаются, то он, получив
подтверждение этого, успокоится и в будущей жизни будет достаточно спокойно
относиться к желанию других людей самоутвердиться за счет его унижения. Если же
это испытание пройдет неудачно, то затем человек, подобно двухлетнему ребенку,
будет всю жизнь (иной раз отчаянно и невротически) самоутверждаться в своих и
чужих глазах. Естественно, очень много из-за этого теряя – психологически и
материально.
Становление нормально
работающей психики и формирование уравновешенной личности требует на
определенном этапе того, чтобы человек обладал каким-либо социально-полезным
качеством (силой, большей, чем у друзей, хорошим голосом, позволяющим петь
лучше других и так далее и тому подобное). В этом случае он будет чувствовать
свою уникальность и ценность, которая будет подтверждаться знаками восхищения
тех людей, которые для него значимы. А добиться этого без самоутверждения и
борьбы с давлением окружающих людей, невозможно.
Если в первых опытах борьбы и соперничества, которые проходит любой
ребенок (а это обычно борьба за маму против папы), он одержит победу, то затем
(с мамой в арьергарде) он будет уже намного смелее отстаивать свои права.
Поэтому, сынок, когда это соперничество начнется, «проиграй» ему маму.