Анализ политического дискурса в рунете показывает, что
интернет как новая речевая среда не меняет цель и функционально-стилистический
статус политической коммуникации, но привносит в нее дополнительные
возможности. Коммуникативные стратегии и тактики политиков хорошо
прослеживаются через содержательное наполнение интернет-ресурсов и наличия
интерактивного инструментария. Это отчетливо видно на примере такой жанровой
формы политического дискурса в рунете, как персональный сайт.
В идеальном варианте сайт политического деятеля может и
должен выполнять сразу несколько PR-функций: выступать источником информации о
политическом деятеле, привлекать сторонников, поддерживать дискуссию на объявленную
тему и оценивать текущее состояние общественного мнения, выполнять роль
виртуальной общественной приемной, а также координатора во время предвыборной
кампании. Совмещаясь в виртуальной реальности, этот комплекс функций
приобретает новое качество: появляется возможность вовлечь в политический процесс
более широкие слои населения, сделать общение (в условиях анонимности и
дистантности) максимально доверительным. Однако эта модель реализации
комплекса функций политического веб-сайта чаще всего так и остается идеальной
и реализуется в каждом конкретном случае частично. Встречаются сайты с
практически не обновляемой информацией, включающие только официальную
биографию политика и тексты выступлений или набор цитат; сайты с обновляемой
разноплановой информацией, но без предоставления возможностей обратной связи; а
также сайты, где в разной степени реализуется интерактивность как важная
составляющая веб-технологий: проводятся интернет-голосования, устраиваются
дискуссии.
На первый взгляд, по типу последних сайтов функционирует, к
примеру, сайт мэра г. Перми Игоря Шубина. Страница в рунете и состоит из
следующих разделов: Главная, Биография,
Интернет-дневник, Контакты, Моя Пермь, Мультимедийный архив, Вопросы и ответы,
Нужна идея?/Есть идея?, Оn-line опросы и Интернет-конференция. Как видно из
названий разделов сайта, в целом он отличается официальностью, стандартизованностью,
что характерно для институционального типа дискурса. Показательно, что
биография дана не от первого лица, не как автобиография,
а как сухое, неличностное изложение этапов карьерного роста главы города. Интернет-дневник, несмотря на
обозначенный жанр дневника, никак с ним не соотносится: вместо размышлений
должностного лица по поводу важных для города проблем здесь приводятся тексты
аудио выступлений Игоря Шубина на различные темы. Примечательно, что последний
такой текст (Перспективы развития
городского электротранспорта г. Перми) выложен на сайт 13 октября 2008
года, то есть полгода назад. В разделе Контакты
приводятся всего лишь телефоны администрации города. Содержание Мультимедийного
архива также не соответствует заявленному:
вместо одновременного использования различных форм (аудио-, видео-)
представления информации здесь в обычном текстовом варианте дается история
пермской городской думы с 1994 года – «Новейшая история самоуправления
по-пермски». Особой – на этот раз личностной, субъективной – тональностью
отличается лишь один раздел сайта – Моя
Пермь. В нем политик почти художественно повествует о родном городе в
связи со своей жизнью в разные периоды, начиная с детских лет.
Общение с электоратом осуществляется в рубриках: Нужна идея?/Есть идея? (заинтересованные
жители города оставляют свои предложения к поправкам местных законов),Оn-line опросы (происходит голосование посетителей
сайта для выражения их мнения по поставленным проблемам),Вопросы и ответы
(посетители сайта оставляют интересующие их вопросы и свои координаты, а потом
прочитывают ответы мэра). И все же возможности интерактивного общения главы
города с посетителями его персонального сайта используются далеко не на сто
процентов. Так, в рубрике Вопросы и
ответы последний ответ дан месяц назад, а последний оn-line опроспроводился вообще полгода назад. Показательны результаты
голосования посетителей Пермского регионального сервера, которые свидетельствуют
о довольно низкой заинтересованности проблемами социально-политической жизни
Прикамья (лишь 12 % опрашиваемых интересуются политикой).
Анализ
интернет-ресурсов пермского политического дискурса показывает, что хотя рунет и используется политиками как реальный интерактивный
канал связи с населением и выступает как инструмент политического влияния на
электорат, особенно в период предвыборных кампаний, однако в
целом в политическом дискурсе Перми виртуальное пространство используется все
же недостаточно, в частности, не в полной мере задействованы такие инструменты
создания интерактивной коммуникации, как электронная почта, форум, гостевая
книга, онлайн-опросы, блоги, а также система поиска, раздел для средств
массовой информации и т. п. Политики относятся к созданию персональных сайтов
как к модному веянию, не следовать которому плохой тон. И пока ситуация существенно
не изменится, влияние политического дискурса в рунете на реальный
(невиртуальный) политический процесс не будет по-настоящему заметным.