Предварительные замечания об объективации в тексте структуры эмпирического исследования
Согласно выдвинутой гипотезе, генетическая
структура научно-эмпирического познания определяет репродуктивные схемы
развертывания научных эмпирических текстов. Но эти схемы, естественно, не
являются зеркальным отражением тех или иных участков данной структуры: они
формируются под воздействием не только познавательных, но и собственно
коммуникативных задач и выступают как модели сообщения о процессе и
результатах научного поиска.
Естественно, что в ходе работы над текстом
автор-ученый не стремится к полной экспликации цепочки познавательных действий,
приведших к итоговому знанию, тем более, что многие из этих действий не контролируются
сознанием, то есть имеют операциональный характер. В большинстве случаев,
напротив, коммуникативно целесообразен пропуск частной, второстепеннойинформации.
Нужно учитывать также, что представленное в
науковедческой литературе подробное описание основных стадий эмпирического
познания выступает в качестве идеализированной модели, отражающей общую
логику познавательного процесса - переход мышления от данных наблюдения,
еще не свободных от случайных признаков и отношений, к фактам как
статистическому резюме опытных данных и далее к обнаружению внешних
зависимостей между анализируемыми явлениями в ходе их систематизации и
классификации, к последующему обобщению, распространяющему эти зависимости на
не ограниченное наблюдением количество явлений, что приводит к установлению
закономерностей. В соответствии с этой идеализированной схемой автор научного
текста не имеет предварительных сведений о объекте изучения и поэтому
последовательно осуществляет все предусмотренные ею познавательные действия.
Между тем в реальных исследовательских ситуациях ученый обычно располагаеттеми или иными предварительными знаниями об
объекте - опубликованными ранее опытными данными, классификациями и т.д., в
связи с чем определенные звенья этой модели могут элиминироваться. К тому же
автор обладает значительной свободой выбора аспектов исследования, постановки
поисковых задач. В результате состав и порядок осуществляемых познавательных
действий могут быть весьма различными (ср. Швырев 1978: 298-299), что находит
отражение в научных сочинениях.
Весьма существенно также, что автор, реализуя в
научном тексте то или иное звено репродуктивной структуры познавательного
процесса, имеет возможность в определенных пределах варьировать композиционную
схему произведения8.