1.Понятие личности. Офицер-руководитель не может осознанно и творчески использовать потенциал психологической науки в практической деятельности, не будучи основательно знакомым, с фундаментальными вопросами теории. Проблема личности в психологической науке является центральной и имеет чрезвычайно богатую историю. Основываясь на историко-психологических исследованиях А. Тренделенбурга (1908 г.), Райнфельдера (1928 г.), Г. Олпорта (1937 г.), С.Л. Рубинштейна (1957 г.), современные исследователи понятия личности утверждают, что оно первоначально означало актерскую маску-персону (регзоп - лат.), а затем - самого актера и его роль. В Древнем Риме "персона" обозначала "лицо перед законом", в то время как рабы, тело и труд которых принадлежали "персоне", таковыми не являлись, и соответственно, личностями не признавались. В древнерусском языке "маска" называлась "личиной" и означала лицемерное поведение, притворство. В академическом словаре 1847 года слово "личность" уже раскрывается как отношение одного лица к другому. При этом подчеркивается, что "никакая личность не должна быть терпима в службе". Иногда слово "личность" означало также "колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление". Таким образом, понятие "личность" в русском языке долго имело в основном только негативно-оскорбительный смысл и значительно реже использовалось в другом значении - как человек, носитель каких-либо свойств. Да и в современной бытовой языковой практике до сих пор встречается использование слова "личность" в обоих смыслах. Говоря о личности, психологи по-разному определяют ее сущность, структуру, направления формирования и развития. Разнообразие мнений по этой проблеме отражает, с одной стороны, многогранность феномена личности, с другой - ее многозначность, как динамического и пластичного образования. При этом многогранность проявляется в разнообразной мозаике проявлений человеческой природы: в иерархии мотивов и целей деятельности, аффективных особенностях, творческих способностях, различиях в этнопсихологических характеристиках, уровне притязаний и самооценке, характерологических особенностей, интеллектуальной продуктивности и т.д. Одновременно эти проявления, увиденные нами и зафиксированные как стабильные и устойчивые, в других условиях становятся гибкими, непрерывно обогащающимися, взаимокомпенсирующимися, несущими в себе огромные потенции перестройки, замещения, взаимодействия и взаимодополнения. Чрезвычайная познавательная сложность феномена личности порождает множество подходов и взглядов в определении содержания самого понятия. Отечественные ученые выделяют в истории психологических исследований проблемы личности три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.
|