ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 28.03.2024, 20:27

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Рабочая тетрадь как эффективное средство активизации учебного процесса

    Одной из важнейших проблем, стоящих перед преподавателями любого образовательного учреждения среднего или высшего звена, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник  учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. Характерной особенностью современного этапа развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые можно сформулировать только совместными усилиями всех преподавателей-предметников и самих учащихся. Выделяют пять базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества. Это: социально- политическая компетенция, или готовность к решению проблем; информационная; коммуникативная; социокультурная; готовность к образованию на протяжении всей жизни.

    В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Данной проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, где обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации  применительно к учебным дисциплинам  разного профиля. Организация  аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в образовательном учреждении  студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

    Покажем, как организуется самостоятельная работа студентов Кировского педагогического колледжа по дисциплине «Введение в языкознание», (IV курс, специальность 050303 «Учитель английского языка. Переводчик для профессиональной коммуникации»), Кировского педагогического колледжа, с помощью рабочей тетради, созданной нами специально для этой цели.

    Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам в освоении трудного для них теоретического курса, показать возможные методы и приемы анализа языкового материала. Выполнение упражнений, решение задач, сопровождающее слушание лекций и чтение учебной и научной литературы, способствуют развитию самостоятельного лингвистического мышления. В связи с этим преподаватель должен дать возможность студентам самим найти решение и аргументировать его, привлекая теоретические знания, усвоенные на лекциях, и дополнительный языковой материал. Роль преподавателя состоит в том, чтобы пробудить интерес к исследовательскому подходу к языку.

    В соответствии с программой курса, рабочая тетрадь состоит из восьми разделов: языкознание как наука о языке; Основные этапы истории языкознания;  Происхождение языка, образование и историческое развитие языков; Сущность языка, его общественная функция и внутренняя структура; Фонетика и фонология; Лексикология, фразеология; Грамматика; Письмо; Классификация языков мира. Каждый из разделов  имеет задания разных уровней, способствующих усвоению студентами материала через систему семинарских и практических занятий. Сложность заданий возрастает с каждым уровнем. Так, задания с выбором ответа, заполнение таблицы, аргументирование  и обоснованность своей точки зрения на поставленный вопрос требуют от студента не только изучения вопроса, но и его анализа. В конце каждого раздела есть список ключевых понятий. Студент в ходе лекции или практического занятия может записывать определения, или сделать это самостоятельно вне аудитории, в любом случае выполнение этого задания облегчает ему в дальнейшем написание проверочной работы. При освоении содержания курса его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь применить изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Для иллюстрации языковых явлений привлекается в основном материал русского, английского, немецкого, латинского и французского языков. Примеры из языков иных групп даются лишь при невозможности ограничиться языковым материалом, более знакомым студенту.

    Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям. Рабочая тетрадь снабжена также тестами к изучаемым темам. Студенты могут выполнять их после изучения темы, в ходе ее изучения, а также до ее изучения. Таким образом, обучающийся сам рассчитывает бюджет своего времени и действительно может существенно облегчить свой учебный процесс.

    Учитывая опыт прошлых лет и сложность материала по теме «Сравнительное языкознание», рабочая тетрадь, кроме того, содержит приложение.

    По окончанию изучения того или иного раздела, каждый студент получает определенный балл за  правильно выполненные задания, баллы суммируются, и при достижении  максимально возможного и близкого к нему получают зачет по данному разделу автоматически. Студенты, не набравшие достаточное количество баллов,  получают зачет после выполнения всех заданий и собеседования.

     Практика  показывает, что использование  рабочей  тетради вызывает интерес к усваиваемому материалу, методам обучения и образовательному процессу вообще. В ходе рефлексии проведенных уроков студенты выделили такие положительные моменты, как снижение утомляемости, отсутствие монотонности,  учет индивидуальных особенностей и, как следствие, выбор последовательности выполнения заданий, возможность проявить себя, предвосхищение результата своей деятельности, повышение мотивации, возможность проектирования своего процесса обучения.

    Эффективность рабочей тетради обеспечивалась тем, что в ней были выполнены следующие условия:

    - обеспечено правильное сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы;

    - методически правильно организована работа студентов в аудитории и вне ее;

    - подготовлены необходимые методические материалы с целью превращения процесса самостоятельной работы студентов в процесс творческий;

    - организован контроль за ходом самостоятельной работы студента и продуманы меры, поощряющими студента за ее качественное выполнение.

    Изложенное позволяет нам утверждать, что рабочая тетрадь  дает  отправную теоретическую базу, необходимую для формирования общефилологического кругозора студентов и являющуюся основой изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах.
    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (11.06.2010)
    Просмотров: 2638 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    No Wonder English is So Difficult to Lea...
    Забавные факты о главах государств:
    АДМИРАЛ НЕЛЬСОН

    Род (The Gender) 
    АРТИКЛЬ (THE ARTICLE) 
    Глобальное потепление 

    Основные неправильные глаголы английског...
    Популярные рассказы на английском языке
    Статусы на английском

    Plot-structure. Narrative Methods. Inner... 
    Формы организации научного знания. 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz