Следующей
стадией фазы проектирования системы становится ее моделирование, заключающееся в построении, анализе и
оптимизации моделей. Приведем, сначала, определения модели:
Модель– в
широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и
т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели) [227, Статья «Модель», 5-е значение];
Моделью можно назвать искусственно создаваемый образ конкретного
предмета, устройства, процесса, явления (и, в конечном счете, любой системы) [59];
Оба
этих определения не противоречат друг другу. В нашем случае модель выступает
как образ будущей системы. В процессе моделирования задействованы как бы четыре
«участника»: «субъект» – инициатор моделирования и/или пользователь его
результатов; «объект-оригинал» – предмет моделирования, то есть та система,
которую хочет создать и/или пользоваться в дальнейшем «субъект»; «модель» –
образ, отображение; «среда», в которой находятся и с которой взаимодействуют
все участники. Как известно, модели делятся на познавательные и прагматические
(«практические») [192], а также, добавим, художественные (см. главу 4).
В
целях уяснения сущности моделирования сопоставим стадию моделирования в
проектировании систем в практической деятельности с проектированием научного
исследования (научная деятельность). Познавательные модели– это
предположительные образы будущего научного знания, то есть научные гипотезы. И
стадии моделирования в практической деятельности, в проектировании научного
исследования соответствует стадия построения гипотезы. Таким образом,
познавательные модели отражают предположительно существующее (научное знание). Прагматические
же модели– не
существующее (в практике), но желаемое и, возможно, осуществимое.
Прагматические
модели проектируемых систем, так же, как и сами системы, могут быть,
естественно, на разных уровнях иерархии. Можно говорить, к примеру, о модели
урока в школе, о модели какого-либо предприятия, фирмы, о региональной модели
здравоохранения, о модели железнодорожного транспорта страны и т.д.
Прагматические
модели являются способом организации практических действий, способом
представления как бы образцово правильных действий и их результатов, то есть
являются рабочим представлением, мысленным образцом будущей системы. Таким
образом, прагматические модели носят нормативный характер для дальнейшей
деятельности, играют роль стандарта, образца, под который «подгоняется» в
дальнейшем как сама деятельность, так и ее результаты. Примерами прагматических
моделей могут быть планы и программы действий, уставы организаций, кодексы
законов, рабочие чертежи, экзаменационные требования и т.д.