Когнитивная семантика- одни из разделов КЛ, она возникла как общая теория концептуализации и категоризации, категории того, как человек воспринимает и осмысливает окружающий мир и как его опыт познания реализуется в значениях языковых выражениях. Когнитивная семантика – теория значения, в которой значимое место отводится антропоцентрическому фактору. В рамках этой теории человеку отводится активная роль в формировании значений языковых единиц, а также в выборе языковых средство для описания той или иной ситуации. Современное направление в КЛ связано с экспериенциальным подходом, он учитывает кроме теоретических, также и практические познания. Этот подход разрабатывался с теорией выделеннойти (Рональд Ленекер), теорией концентрации и фокусировки внимания (Леонард Талми, Чарльз Филмор). Ключевыми понятиями в описании познавательной деятельности являются концептуализация и категоризация. В отличие от логического экспериенциальный подход базируется на опыте взаимодействия с окружающим миром. Соответственно экспериенциальный подход обеспечивает более глубокое и более естественное описание значений слов. Он позволяет выявить те общие знания о мире, которые хранятся в языке и с помощью языка активизируются. Это особенно наглядно проявляется при анализе переносных значений, и особенно метафор, основанных не на логической, объективной характеристике предметов. Например, мы без труда понимаем, о чем идет речь, когда говорят, что «телевизор сломался», хотя вполне очевидно, что он ломается не так, как, например стол (разваливаясь на части). Еще важнее такой перенос наших знаний об известных предме-тах и событиях для понимания абстрактных понятий, таких, например, как эмоции. Представьте, что кто-то, описывая чье-либо эмоциональное состояние, говорит: «Он весь вскипел». Чтобы понять это высказывание, мы используем наши знания о кипении как реальном процессе: чайник вскипел и т.д., т.е. используем наш познавательный опыт, связанный с реальным миром. Другой аспект анализа значений языковых единиц и структур, который также выходит за рамки объективного описания положения дел, связан с тем, как мы выбираем и организуем передаваемую информацию. Это так называемая теория выделенности (prominence theory). Описывая определенную ситуацию, мы обычно приписываем функцию субъекта тому предмету или лицу, которое представляет наибольший интереси по- этому с него мы начинаем свое высказывание, например: Иг-рок забил мяч в ворота, а не: В ворота мяч был забит игроком. Иначе говоря, выбор подлежащего определяется степенью выделенности того или иного элемента описываемой ситуации. Подробнее мы вернемся к этой теории, когда будем говорить о том, как мы осмысливаем и представляем, т.е. концептуализируем предметы и события окружающего нас мира. Теория концентрации, или фокусировки внимания. Этот подход основан на утверждении, что все, что выражает человек в высказывании отражает то, какие элементы события привлекают его внимание. Например, предложение John hit the ball with his arm выражает на самом деле лишь один из эпизодов описываемого события, тот, на котором сосредоточено наше внимание. В то время как это же событие включает и другие эпизоды, но они остаются за рамками описания: как мяч летел, вверх или вниз, быстро или медленно, как Джон подбежал к нему, возможно,спотыкаясь, быстро или медленно, как он замахнулся, с силой или нет и т.д. Анализ предложений с точки зрения концентрации внимания, таким образом, позволяет объяснить, почему одна часть события получает свое выражение в высказывании, а другие - нет, что не менее важно для синтаксического анализа, чем основанное на логике грамматическое описание.
|