ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 20.04.2024, 05:36

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Все для экзамена [1308]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Все для экзамена » Все для экзамена

    Понятие прототипа и прототипический подход к формированию категорий.
    Возникновение данного подхода обычно связывают с работами американского психолога Э.Рош, поскольку именно она в начале 70-х годов сформулировала его основные принципы. Встал вопрос - насколько неопределенна граница между языковыми значениями и неязыковой реальностью (С.Ульман, В.Квайн и др.), а также какие принципы управляют мыслительными процессами категоризации, и в частности категоризацией цвета.
    Чтобы избежать влияния языковой категоризации, основанной на знании слов и их значений, Э.Рош привлекала в качестве испытуемых детей дошкольного возраста и жителей Папуа Новой Гвинеи, в языке которых было всего два основных термина цветообозначения, т.е. тех, у кого были минимальные знания соответствующих слов и связанных с ними категорий.
    Э.Рош смогла доказать, что данные фокусы служат ядром соответствующей категории цвета, т.е. фокусный, например зеленый, цвет всегда будет служить опорной точкой для всех оттенков зеленого цвета. Это дало основание говорить о существовании естественных прототипов, вокруг которых и формируются категории цвета. Существование естественных прототипов подтвердили также данные других экспериментов с категориями естественных объектов и организмов (Rosch 1975). Большинство американских студентов, участвовавших в эксперименте, в частности, в качестве наиболее типичных образцов категорий «птица», «фрукт», «транспортное средство», «мебель», «оружие» указали соответственно следующие объ-екты: малиновка (robin) и воробей (sparrow), апельсин (orange) и яблоко (apple), автомобиль (automobile) и пикап (station wagon), стул (chair) и диван (sofa), ружье (gun) и пистолет (pistol).
    Исходные положения и основные принципа прототипического подхода можно суммировать в виде следующих моментов:
    Объекты реального мира обнаруживают некоторые сходства и различия, т.е. реальный мир не хаотичен, а определенным образом структурирован. Это позволяет нашему сознанию группировать объекты реального мира и других возможных миров в определенные мыслительные структуры - категории. При этом чувственно воспринимаемые объекты образуют ес-тественные, или природные категории, а когнитивные, кон-цептуально обусловленные объекты - семантические категории. Это определяет внутреннюю структуру категорий, в которых обнаруживаются центральные, более типичные для данной категории элементы - прототипы (прототипическое ядро) - и менее типичные элементы. Соответственно категории формируются вокруг прототипов, которые выступают в качестве когнитивных точек референции (опорных точек). В них воплощены все наиболее характерные признаки категории, что позволяет по прототипу опознавать категорию в целом.
    Принадлежность объекта к той или иной категории, прежде всего, определяется его сходством с прототипом, т.е. наличием у него общих с прототипом характеристик (прототипических характеристик).
    Следовательно, данное определение с когнитивной точки зрения можно представить и следующим образом: прототип - это концепт, лежащий в основе формирования категории и определяющий ее содержание,
    концепт категории или элемента категории.
    Необходимо также подчеркнуть, что прототипы непосредствен-но зависят и могут меняться от когнитивного и культурного контекстов. Например, прототипы чашек для кофе, чая, молока будут различаться так же, как и прототипы ваз для фруктов, варенья, салата, мороженого и цветов. С другой стороны, прототипическое лицо человека для европейца и для корейца или японца или жителя Африки - это разные типы лица, типичный завтрак для англичанина - это не то же самое, что типичный завтрак для француза.
    Категория: Все для экзамена | Добавил: pressa (17.06.2012)
    Просмотров: 3148 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Экскурсия по Праге по детским игровым пл...
    Сколько слов нужно выучить для того, что...
    Gold exam maximiser для получения сертиф...

    READ THE FOLLOWING TEXT AND DO EXERCISES... 
    Скачать Кравчук Д.Н. Сборник задач по м... 
    Скачать бесплатно решебник Кузовлев В.П.... 

    Популярные рассказы на английском языке
    Тесты по английскому языку
    Самые распространенные имена в США (Англ...

    Косвенная речь (Reported Speech) 
    It 
    Проектно-технологический тип организацио... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz