В некоторых американских школах новость: застрельщиком выступает калифорнийская средняя школа из местечка Редлэндз. Все началось с того, что семиклассники, читая рассказ Редьярда Киплинга «о героическом мангусте», имели некоторые трудности. Вы, конечно, помните этот детский рассказик американского писателя, который наши дети читают чаще всего до школы, или, во всяком случае, в возрасте не старше 8-9 лет. Это, правда, пока. Благодаря реформам в образовании и наши нынешние дети лет через двадцать будут защищать магистерские диссертации типа «Познание сущности жидких субстанций» на материале «Наша Таня горько плачет…». Но лет двадцать у нас, я думаю, все же есть. Так вот, американские учителя задумались, как же сделать сию эпическую сагу про Рикки-Тикки-Тави доступной пониманию четырнадцатилетних подростков? Что-то они, видимо, просмотрели в системе образования, не читали им, наверное, «Курочку Рябу» в пятом классе, и дела с чтением у их детей никак не клеятся. Думали они думу, и придумали. Записали рассказ на Ipod’ы и на уроке чтения раздали детям. На уроке воцарилась мертвая тишина. Подростки, слушая, морщили лбы, водили пальцем по строчкам, шевелили губами, и — о чудо! Они поняли, что могучий Рикки-Тикки-Тави порвал змею, как Бобик грелку, и кого-то там спас. Значит он, этот героический мангуст, хороший. А змея коварная и плохая. Директор школы Джон Мэсси горд до невозможности. Он организовал целую библиотеку аудиозаписей и закупил Ipod'ы для детей и для преподавателей. Дети говорят, что теперь им стало интереснее на уроках чтения. Раньше бедных детей заставляли на уроках чтения — вы не поверите, — читать! По умолчанию было понятно, что дома дети не читают ничего. Поэтому в классе им предлагалось молча почитать чего-нибудь, и ответить на вопросы. Или, еще хуже, их заставляли читать вслух! А теперь «жить стало лучше, жить стало веселей». 13-летний Ричард Пфайфер говорит, что на уроке стало интереснее, и можно не вчитываться в текст. Вот оно, использование технических средств обучения в действии! Собственно, я полагаю, что американские учителя не от хорошей жизни до этого додумались. Отчаялись, наверное, хоть чего-нибудь добиться от детей, а так спросишь их: «Как звали Рикки-Тикки-Тави?» И кто-нибудь вполне сможет ответить: «Мангуст». И всем стало хорошо. Эх, самое смешное-то, господа, вовсе не это. Самое смешное, что то же самое, благодаря Фурсенко и прочим дядям и тетям из министерства образования, будет и в наших школах. Единственное, что немного утешает, — при нашей безалаберности Ipod'ов на всех не хватит. И те, кому они не достанутся на уроках литературы (пардон, на уроках чтения, какая уж там литература!) — вполне будут иметь шанс вырасти образованными людьми!
|