Разработка информационно-компьютерных технологий и
распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование.
Можно указать наиболее важные области применения в образовании
информационно-компьютерных технологий:
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Каждый урок - приближение к его глобальной цели - сформировать нравственно
совершенную личность, способную включаться в общественную жизнь (анализировать
общественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые
виды деятельности), и реализовать свои творческие задатки.
Проблема мотивации на учебу - одна из важнейших и
острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому - скучно,
один хочет учиться, а другой - пассивен. Почему так происходит? Для ответа на
этот вопрос рассмотрим основные механизмы мотивации. Общеизвестно, что любая
деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована.
Мотивация - это стремление человека что-то сделать. На сегодняшний день
существует мощная теоретическая база, объясняющая психологическую сущность.
Рассмотрим основные концептуальные положения мотивации.
Обучение относится к основным
видам деятельности наряду с игрой, трудом и общением. Рассмотрим подробнее
когнитивный аспект обучения. Это деятельность, направленная на усвоение новой
информации учащимся при максимальной его активности в соответствии с
поставленными целями и задачами.
По мере информационно-технологического развития
общества и повышения требований личностному и образовательному уровню каждого
следующего поколения все более остро встает вопрос о совершенствовании и
научном обосновании системы обучения.
Приступая к осуществлению учебного процесса, учитель имеет определенную
цель и мотив деятельности. У ученика, включенного в этот процесс, также есть
цель и мотив деятельности, но они другие, чем у педагога. Целью педагога
является «научить чему-то ученика». Целью ученика является «усвоить что-то».
Мотивом деятельности учителя может выступать интерес к соответствующей профессиональной
деятельности, необходимость обеспечения своего существования через эту
деятельность, чувство долга, любовь к детям и т.п. Мотивом деятельности ученика
может быть интерес к предмету, стремление самоутвердиться, страх перед
родителями, требующими посещения школы, конформизм и т.п. Мотивы учителя и
ученика не только могут не совпадать, но и быть прямо противоположными.
Как системная организация учебная деятельность имеет относительно
устойчивые («статические») компоненты и связи между ними. Устойчивые
структурные элементы условно можно назвать «скелетом» учебной деятельности. Это
те ее составляющие, которые являются для нее относительно стабильными и
абсолютными.
Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и
навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и
учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения
выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической
деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в
психологических основах методов, способов и форм обучения.