В традициях отечественной педагогической психологии
и прежде всего культурно-исторического подхода источник развития помещен
не в
самом человеке, а вынесен вовне - в культурно-исторический опыт. Этот
опыт
зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного
сознания,
произведения искусства, мифологию, нормы морали и т.д. В процессе
взаимодействия с ними ребенок овладевает собственными психическими
процессами и
развивается. Такая обусловленность человеческого развития объектами
культуры
позволяет их рассматривать как психологические органы или орудия
развития. М.К.
Мамардашвили называет их органами амплификаторами, или «машинами
рождения». Они
не просто дают человеку некоторые представления о мире, но и порождают
новый
личностно-значимый опыт, определенные качества и состояния. Рассмотрим в
качестве амплификаторов («машин рождения») игру, средства массовой
коммуникации, сказку и изобразительную деятельность.
Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности.
Изучение морального развития невозможно без воспроизведения феноменов
морального поведения в контролируемых условиях. Специально создаются ситуации,
в которых дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или
оставить его неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или
отдать их по назначению и т.п.). Каждый из альтернативных поступков побуждается
определенной системой мотивов. Поступок, противоречащий непосредственным
интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают
его выгодным, приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими.
Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).
Наряду с индивидуальной формой работы с родителями в последние годы все
чаще используются различные формы групповой работы (тренинги, групповое
консультирование, родительский психокоррекционный семинар) [1]( [6],
[7], [9], [10], [14], [17], [21], [25].
Работа с родителями (или с одним из них, чаще это мать) начинается в
ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании
ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования. На всех
этапах необходимо создать доверительные, откровенные отношения с родителями
обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и понимание беспокойства и
тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на некомпетентность
родителей, неодобрение или критика их действий могут привести к сильным
защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с психологом.
У истоков профессиональной психологической помощи семье стоят врачи,
прежде всего психиатры и психотерапевты. В работе с семьей они опираются на
теоретические принципы и представления о личности. Объектом психологической
помощи семье является группа людей, а не отдельный человек. В некоторых
психологических теориях недостаточно четко очерчены теоретические принципы
консультирования и психологической поддержки семьи.
Наиболее распространенным методом является метод наблюдения за
взаимоотношениями родителей и ребенка. Психолог может обратить внимание на то,
как родители общаются с ребенком, каковы реакции на его успехи и неудачи,
участвуют ли родители в жизни ребенка или вмешиваются в нее.
В семейном воспитании выделено два стиля- демократический и
контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами:
высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью
детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей
прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех
самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в
видении ребенка.
Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты -
мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и
сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе,
силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и
женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.
«Первый мужчина» в жизни девочки -ее отец. Именно с ним она будет сравнивать
поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать.
Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его
эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка
искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти
спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление
подчиняться, неинициативность.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие
ребенка, является восприятие его членами семьи. З. Фрейд был первым, кто
заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во
всей его последующей жизни. Можно попытаться найти объяснение очень
распространенному вопросу родителей: «Почему в нашей семье дети такие разные?
Росли в одной семье, относились мы к ним одинаково, а в результате один -
серьезный, спокойный и рассудительный, а другой - шалун, капризный и очень
впечатлительный».
Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья,
поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К
тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в
связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.