В традициях отечественной педагогической психологии
и прежде всего культурно-исторического подхода источник развития помещен не в
самом человеке, а вынесен вовне - в культурно-исторический опыт. Этот опыт
зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного сознания,
произведения искусства, мифологию, нормы морали и т.д. В процессе
взаимодействия с ними ребенок овладевает собственными психическими процессами и
развивается. Такая обусловленность человеческого развития объектами культуры
позволяет их рассматривать как психологические органы или орудия развития. М.К.
Мамардашвили называет их органами амплификаторами, или «машинами рождения». Они
не просто дают человеку некоторые представления о мире, но и порождают новый
личностно-значимый опыт, определенные качества и состояния. Рассмотрим в
качестве амплификаторов («машин рождения») игру, средства массовой
коммуникации, сказку и изобразительную деятельность.
Роль игры в воспитании личности
Игра
- важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология игровой
деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально
обусловленный вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми
деятельности взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей
действительности».
Термин
«игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы,
театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:
-непродуктивность;
-ориентированность на процесс, а не на
результат;
-обучающее, воспитывающее и развивающее
значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
-историко-культурная значимость;
-условность игровой ситуации;
-двуплановость;
-ролевая структура;
-быстрая смена ситуаций и столь же быстрое
приспособление действий к новой ситуации;
-возможность замещения реальных объектов
игровыми.
Существует
множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития
ребенка. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, конец ХIХ в.) игра возникает у молодых животных в силу того, что не
вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток
энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого
отношения к борьбе за существование.
Первым
попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К.
Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к
будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно - это
первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который предоставляет
ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих».
Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его
естественного самовоспитания.
Немецкий
биолог Э. Геккель и американский психолог и педолог Г.С. Холл рассматривали
игру с точки зрения биогенетического закона. «В играх проявляются родовые
признаки охоты, рыболовства и т.д. Игра - это своеобразный атавизм
биологических и культурных предков; она содействует изживанию инстинктов
драчливости, соперничества и других, не совместимых с цивилизацией». На самом
деле, в детских играх можно обнаружить приметы прошлого - элементы охоты,
собирательства, войны, кочевничества. Однако идея сокращенного повторения
основных этапов развития человечества в развитии ребенка не нашла своего
подтверждения в науке.
Немецкий
психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения
«функционального удовольствия». Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил
четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная
связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его
точки зрения, лежат общие влечения - влечение к освобождению, слиянию с
окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на
игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.
Ж.
Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с
развитием символической функции. Игра, по его мнению, - это деятельность, в
которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в
соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией.
В
отечественной марксистской литературе вопрос о происхождении игры был поставлен
Г.В. Плехановым. Игра, считал он, есть дитя труда, который необходимо
предшествует ей во времени. Игра возникает в ответ на потребность общества в
подготовке подрастающего поколения к жизни. С его точки зрения, под влиянием
трудовой деятельности между людьми возникают социальные игры, из которых затем
развивается искусство танцев и театрализованных представлений.
Рассмотрение
игры как способа бытия культуры, как первичный импульс человеческой истории,
дано в известном труде И. Хейзинга «Человек играющий» [19]. Игра, по его
мнению, онтологически присущее человеку образование, необходимый способ
социальной жизни.
Выявлением
исторической и социальной природы игры в отечественной психологии занимались
Е.А. Аркин [10], Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др. Л.С.
Выготский в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» отмечал, что
игра создает «зону ближайшего развития», в ней ребенок становится «как бы на
голову выше самого себя». Д.Б. Эльконин, рассматривая влияние игры на
психическое развитие ребенка, выделил такие новообразования: развитие
мотивационно-потребностной сферы. В раннем детстве ребенок поглощен предметами
и способами действий с ними. Позднее он начинает выполнять их самостоятельно,
отделяясь от помогающего ему взрослого и пытаясь подражать ему. Далее ребенок
стремится стать взрослым и реально осуществлять функции, присущие взрослым в
игре. «Происходит переход от мотивов, имеющих форму дологических, аффективно
окрашенных, непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных
намерений, стоящих на грани сознательности»;
преодоление
познавательного эгоцентризма. В игре происходит смена одной познавательной
позиции на другую. Ребенок в игре должен принимать во внимание роль своего
партнера. При этом меняется не только точка зрения, но и отношение к партнеру в
соответствии с ролью;
развитие
умственных действий. В ходе игры происходит развитие познавательных
способностей в связи с переходом на более высокие этапы умственного развития;
развитие
произвольного поведения. В игре ребенок отказывается от сиюминутных желаний в
пользу выполнения взятой на себя роли. Поведение становится произвольным.
Процесс
контроля за ходом игры осуществляется с помощью формирующейся способности к
рефлексии. Особенно заметно это у детей 4-6 лет. «Нормы, лежащие в основе
человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали
самого ребенка» (Д.Б. Эльконин).
Г.Л.
Лэндрет определяет игру как «произвольную, внутренне мотивированную
деятельность, которая предусматривает гибкость в решении вопроса о том, как
использовать тот или иной предмет». По его мнению, игра для ребенка является
таким же средством выражения мыслей и чувств, как речь для взрослого.
Дошкольнику легче проявить свои переживания в игровых действиях с помощью
игрушек, чем рассказать о них. Игра может открыть то, что пережил ребенок, как
он реагирует на это, какие желания, мечты и потребности испытывает.
Обобщая
вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
1.
Игра - понятие многозначное. Оно обозначает целый спектр человеческих занятий -
от досуговой до деловой сферы. Игра является средством воспитания и
самовоспитания на разных возрастных этапах, методом познания, способом
жизнедеятельности и ребенка и взрослого.
2.
Игры - свободная, естественная и творческая форма проявления детей, а также
средство их самовыражения.
3.
Игра выражает насущные потребности растущего организма. «Дети играют, потому
что развиваются, и развиваются, потому что играют» [9].
4.
Игра создает условия для формирования способностей к общению и развитию
интеллекта.
Игра выполняет ряд функций:
1. Функцию самореализации
ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать
себя как личность. В этом плане важен сам процесс, а не результат игры, так как
именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить
детей с широким спектром различных областей человеческой практики и
сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она реализуется не
только в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта
человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную
среду.
2. Коммуникативную. Игра
- коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка
в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между
играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем
реализуется в реальном взаимодействии.
3. Диагностическую. Игра
обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность,
так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно
важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более
адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре
ребенок выражается и утверждает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные
для него черты личности, особенности поведения.
4. Терапевтическую. Игра
выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться
к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не
достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что
причинило ему боль, расстроило или напугало. Психологи, работавшие в Армении
после землетрясения, обратили внимание на то, как дети повторяли эту
трагическую ситуацию в игре. Дети строили домики из кубиков и разрушали их.
Домики ломались, кругом были убитые и раненые, спасатели и врачи оказывали им
помощь. Такие игры продолжались несколько недель. Смысл их для ребенка
заключался в том, чтобы в безопасной для себя обстановке заново проиграть травматические
ситуации, после чего острота переживания снижалась.
Дети сами
используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. К
примеру, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают
носителями культурных традиций общества, с другой - являются мощным средством
проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое
значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии
определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в
ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и
со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения
и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».
5. Функцию коррекции, которая
близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая
коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют,
рассматривая терапевтическую, функцию игры как возможность достижения глубинных
изменений в личности ребенка, а коррекционную - как трансформацию типов
поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным
навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
6. Развлекательную. Развлекательные
возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра - тонко
организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от
развлечения к развитию. Игра, как развлечение может способствовать здоровью,
помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую
удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки. Игры-развлечения
могут использоваться при организации праздников, а также как демонстрация
родителям и педагогам для использования в воспитательных целях.
7. Функцию реализации задач возраста. Для
дошкольника и младшего школьника игра создает возможности для эмоционального
отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством
построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как
психологической возможности.