Это
достаточно большая отрасль народного хозяйства. Так, в бывшем СССР в сфере
науки и научного обслуживания было занято около двух с половиной миллионов
человек, страна занимала первое место в мире по числу научных работников. На
сегодняшний день в государственную систему научных учреждений
входят сотни институтов и центров Российской Академии Наук(РАН), а также научные институты и центры
Российской Академии Образования(РАО),
Российской Академии Медицинских Наук(РАМН), Российской Академии Сельскохозяйственных
Наук(РАСХН), Российской Академии Архитектуры и
Строительных Наук(РААСН), Российской Академии Художеств(РАХ), свыше полутора тысяч отраслевых
научно-исследовательских институтов. В научно-исследовательских институтах и
центрах работают от нескольких десятков научных сотрудников до нескольких тысяч
в крупных НИИ, а в некоторых оборонных НИИ ранее работало до нескольких
десятков тысяч человек. Основными структурными подразделениями в научных
институтах и центрах являются (по степени убывания численности сотрудников):
отделы, лаборатории, секторы, группы. К научным учреждениям относятся также
многочисленные технологические и проектные институты, конструкторские бюро,
научные библиотеки, музеи и заповедники, зоопарки и ботанические сады. В
последнее время широкое распространение стали получать так называемые научно-технологические
парки–
объединения небольших хозрасчетных научно-прикладных фирм, которые проводят
исследования при крупных университетах, ВУЗах, институтах или промышленных
предприятиях и свои результаты внедряют в производство посредством продажи
новых технологий [166].
Значительная
часть научного потенциала в любой стране всегда сосредоточена в высших учебных
заведениях. Это объясняется, с одной стороны, тем, что для обеспечения высокого
уровня преподавания в высшей школе необходимы высококвалифицированные
научно-педагогические кадры. С другой стороны, это позволяет научную молодежь
со студенческой поры привлекать к научным исследованиям. В высших учебных
заведениях – университетах, академиях и институтах – работают в зависимости от
численности студентов ВУЗа от нескольких сот до нескольких тысяч человек профессорско-преподавательского
состава. Основным педагогическим и одновременно научным структурным подразделением
ВУЗа является кафедра.
Кроме
того, научная работа ведется также в отраслевых институтах (академиях,
университетах) повышения квалификации, например в институтах, академиях
повышения квалификации работников образования, которые имеются во всех регионах
Российской Федерации.
Никакая
научная работа невозможна без соответствующей инфраструктуры. Это так
называемые органы и организации научного обслуживания: научные издательства,
научные журналы, научное приборостроение, и т.д., что является как бы
подотраслью науки как социального института.
Наука
как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально
подготовленных квалифицированных научных кадров. Подготовка научных
(научно-педагогических) кадров осуществляется через аспирантуру или
соискательство на уровне ученой степени кандидата наук.
Из
числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готовятся научные
(научно-педагогические) кадры высшей квалификации – на уровне ученой степени
доктора наук.
Наряду с учеными степенями преподавателям высших
учебных заведений, институтов повышения квалификации присваиваются ученые
звания как ступени их педагогической квалификации: доцента (в основном из числа
кандидатов наук при наличии стажа преподавательской работы в ВУЗе и опубликованных
научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии
крупных научных работ – учебников, монографий и т.д.).
Помимо
государственных, на сегодняшний день существуют сотни общественных академий
наук.