Многие школьные психологи
кроме традиционных методов подготовки учителей (лекции и семинары по возрастной
и педагогической психологии, психологии общения, наблюдение за работой более
опытных коллег, анализ уроков и воспитательных мероприятий) используют
социально-психологические тренинги, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии
для формирования психологической компетентности педагогов.
На становление педагога как профессионала влияет много факторов.
Обозначим некоторые из них: возраст, педагогический стаж и особенности
профессионально-педагогической деятельности.
Психологи, работающие в образовании, участвуют в проектировании
и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации,
благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и
саморазвития педагогов. Качественные изменения, происходящие в образовании, в
содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, приводят к
существенным изменениям в целях, методах и технологиях работы психолога. Для
примера: если раньше директора школ заказывали психологическое обеспечение
содержания и методов обучения, просвещение педагогов и родителей,
психологическую диагностику учащихся, то сегодня все чаще обращаются к
психологу с вопросами выработки концепции развития школы, модернизации
организационной структуры внутришкольного управления, развития
профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов.
Для рассмотрения вопроса о психологическом обеспечении деятельности
педагогов необходимо совершить небольшой экскурс в историю, проанализировать
традиции взаимодействия психолога и педагога, тенденции, формирующиеся сейчас.
Педагогическая деятельность насыщена ситуациями, в которых проявляется
манипулирование со стороны участников образовательного процесса. Как учителю
вести себя, если он столкнулся с человеком-«манипулятором»?
Под механизмами стиля
педагогического общения понимаются
индивидуально-типические особенности социально-психологического взаимодействия
педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: а) особенности
коммуникативных возможностей учителя; б) достигнутый уровень взаимоотношений
педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г)
особенности ученического коллектива (В.А. Кан-Калик, 1979, с. 66).
Проблема компенсации в
большинстве случаев рассматривается как поиск закономерностей заменяемости
одного отсутствующего или недостаточно развитого профессионально важного
качества другими, а проблема индивидуального стиля деятельности - как раскрытие
закономерностей проявления индивидуальных качеств (способностей) в способах
деятельности. Рассматривая проблему компенсации с позиций психологической
системы деятельности, В.Д. Шадриков [8] отмечает, что отдельные профессионально
важные качества не компенсируют друг друга, а взаимодействуя друг с другом,
образуют индивидуально своеобразную систему, проявляющуюся в индивидуальном
способе деятельности. Компенсация не замена одних качеств другими, а замена
одного способа деятельности другим.
1.Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь
преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватен по
отношению к конечным результатам; для урока он отбирает наиболее интересный
материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной
работы учащихся, ориентируясь в основном на сильных учеников. Деятельность учителя
высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются
коллективные обсуждения. Однако богатый, арсенал используемых методов обучения
сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и
повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя
характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от
ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По
отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение
личности учителя по ступеням профессионального мастерства, развивается
специфическая система способов выполнения деятельности - формируется
индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных стилей педагогической
деятельности можно наблюдать у учителей-новаторов, которые не идут
традиционными путями, а стремятся реализовать всю совокупность педагогических
функций. Они максимально используют те функции своей профессиональной
деятельности и особенности педагогической ситуации, которые позволяют им
наиболее эффективно оказывать свое личностное воздействие на образовательный
процесс.