Общие способности человека - интеллект, склонность к творчеству,
обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности,
которые проявляет учитель в своей профессиональной деятельности [1. - С. 149].
Психологическое
сопровождение дает такой дидактический импульс, который трансформируется в
самосовершенствование педагогом своих профессиональных качеств и умений.
Самодостаточный учитель может определить, какие способности ему целесообразно
вырабатывать и постоянно совершенствовать. В чем же тогда состоит специфика
психологического сопровождения: если учитель понимает, зачем организовывать
сопровождение, а если он не понимает, к чему тогда сопровождение?
Современный педагог сможет в
полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от
глубины понимания сущности образования. Любой учитель знает, что существуют два
понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно заключается или в
развитии и формировании способностей или в приобретении систематических знаний.
Ум выше знаний, так как, по словам П.Ф. Каптерева [10], владея умом, всегда
приобретешь знания, а владея знаниями, не всегда приобретешь ум. Самое важное
приобретение учащихся - умение правильно мыслить и говорить, умение учиться и
общаться. Все усилия направлены на формирование личности ученика, в том числе и
его способностей.
Анализ опыта успешно работающих педагогов показывает, что закономерности
теории ролей фактически используются ими для формирования мотивов и способов
поведения учащихся. Однако наряду с удачными примерами можно привести немало
неудачных, которых можно было бы избежать, зная основные положения теории
ролей.
С позиций рефлекторной теории, родоначальниками которой были И.М.
Сеченов и И.П. Павлов, формирующиеся действия, привычки представляют собой ряды
условных рефлексов. Как известно, последние вырабатываются при определенных
условиях. Важное значение для формирующихся действий имеет положительное
подкрепление. Торможение каких-либо нежелательных действий основывается на
отрицательном подкреплении. В качестве положительного подкрепления используются
различные положительные стимулы, способные вызвать у воспитанника положительные
эмоции; отрицательные подкрепления призваны вызвать отрицательные эмоции,
нежелание испытывать которые должно способствовать торможению нежелательного
поведения ребенка.
Эффективность педагогического воздействия зависит во многом от позиции
педагога по отношению к ребенку. Еще в 1960-е гг. были сформулированы принципы
педагогического воздействия: педагогический оптимизм, уважение к воспитаннику,
понимание душевного состояния ученика, раскрытие мотивов и внешних
обстоятельств совершаемых поступков, заинтересованность в судьбе ученика [11].
Современная школа, опираясь на положения гуманистической психологии и
педагогики сотрудничества, стремится к реализации этих принципов на практике.
Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой -
достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника
(потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Обращения учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении:
как работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры
между учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса
учителя, то интерес к его пространным рассуждениям о «неспецифической
мотивации» и об «опосредованной активизации учебной деятельности» быстро
сворачивается. Дело не в том, что «птичий язык» психолога малопонятен, а в том,
что педагог «просит лопату, а уж куда копать он сообразит и сам». Учителя
понять нетрудно: «некогда думать, работать надо».
Ни один конфликт не возникает вдруг, нечаянно,
сразу. У конфликта, как и у болезни, много схожего: а) он никогда «не ходит»
один (конфликтная проблема является многогранной, поэтому у каждого участника
конфликтного взаимодействия есть свое видение происходящего и своя «правда»).
Психолог, исследующий педагогический конфликт, имеет дело с разными образами,
«картинками» одного и того же события; б) конфликт имеет скрытый, латентный
период и открытую стадию конфликтного противодействия. Следовательно, особое
значение имеет психологически грамотное поведение учителя в условиях
предконфликтной ситуации.