Подходы к анализу ситуации условно могут быть разделены на две группы.
Согласно первому подходу ситуация представляет собой совокупность внешних
условий, не включающих самого человека и не зависящих от него. Применительно к
учителю это означает, что педагогическая ситуация существует как бы независимо
от него и он лишь сталкивается с ней в своей работе. Согласно второму подходу
ситуация включает в себя как внешние обстоятельства, так и самого человека,
который своим присутствием влияет на ситуацию. Тогда оказывается, что всякая
педагогическая ситуация так или иначе определена самим учителем (его
предшествующими воздействиями на учеников) и учениками (их реакциями).
В методологии стиля выделяются следующие его функции: 1) стиль
представляет собой проявление целостности, индивидуальности; 2) стиль связан с
определенной направленностью и системой ценностей личности; 3) стиль выполняет
компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно
приспособиться к требованиям среды.
Слово «стиль» в переводе с греческого языка означает орудие для письма,
т.е. орудие умственной деятельности. Стиль занимает связующее положение
между индивидуальностью и средой. С одной стороны, стиль создается человеком, а
с другой - выступает способом какой-либо активности (нецеленаправленной -
поведения и целенаправленной - деятельности), преобразующей среду. Это
обстоятельство порождает некоторую двойственность стилевого явления и двоякую
обусловленность его формирования и существования. Для исследователя открывается
возможность подойти к феномену стиля, либо изучая индивидуальность человека,
породившего стиль, либо анализируя особенности той деятельности, в процессе
которой этот стиль возник.
Профессиональная судьба каждого психолога складывается по-разному. В
одних школах психолог работает на перспективу развития учебного заведения:
занимается экспертизой инновационных образовательных программ, выясняет,
насколько они являются новым и актуальным для практики, как это будет
способствовать интеллектуальному и личностному развитию учащихся; разрабатывает
рекомендации по совершенствованию стиля деятельности педагога в условиях новой
образовательной среды. В других школах психолог реализует стандартный набор
своих профессиональных обязанностей: психодиагностику, консультирование,
психопрофилактику и т.п. С учетом специфики школы можно отметить, что далеко не
каждый психолог - самостоятельный специалист, но в любом случае он должен не
учить учителя, а уважать его - это является сверхзадачей в работе психолога.
Конкретная задача его состоит в осознании предмета своей деятельности и
профессиональном подходе к работе с ним.
Способности всегда проявляются в определенном виде деятельности, точнее
они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека.
Выявить уровень их развития можно только на основе анализа этой конкретной
деятельности. Педагогические способности имеют индивидуальную меру выражения. У
всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но
качество их выраженности различное.
Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос о
педагогических способностях - с вопросом о профессиональной деятельности и
личности учителя. Именно в процессе преодоления профессиональных и личностных
трудностей происходит развитие (как спонтанное изменение) педагогических
способностей, а их формирование (как целенаправленное изменение) осуществляется
в специально организованных условиях системы вузовской и послевузовской
подготовки педагогов.
Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей
учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться
различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных
типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации
одних способностей другими, в результате чего относительная слабость
какой-нибудь одной способности компенсируется другой.
В структуру педагогических способностей входят следующие качества:
умение передачи детям знаний в краткой и интересной форме; умение понимать
учеников, базирующееся на наблюдательности; творческий склад мышления;
находчивость; организаторские качества [13.-С.251].
Структура общих познавательных способностей является многомерной, хотя и
измерения и не являются независимыми. Можно выделить способности по уровню их
генерализованности (общие - специальные), по роли жизненного опыта в их
проявлении («текучий», «кристализованный» интеллект) [1.-С. 146].