Показатели уровня развития педагогических способностей
Способности
всегда проявляются в определенном виде деятельности, точнее они существуют
только в соответствующей конкретной деятельности человека. Выявить уровень их
развития можно только на основе анализа этой конкретной деятельности.
Педагогические способности имеют индивидуальную меру выражения. У всех
педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество
их выраженности различное.
Основываясь
на анализе общих способностей, можно выделить следующие показатели уровня
развития педагогических способностей: успешный результат деятельности;
оригинальность, самобытность при выполнении работы; степень преодоления
неблагоприятных условий среды; быстрота овладения новыми знаниями и навыками
(хорошая обучаемость в той или иной области). Интеллект учителя является
условием, фундирующим указанные показатели.
Интеллектуальные
способности учителя - это свойства его интеллекта, характеризующие успешность
интеллектуальной деятельности с точки зрения скорости и правильности
переработки информации в условиях решения педагогических задач, разнообразия и
оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности
индивидуализированных способов познания и преобразования педагогической
действительности.
Вопросы и задания
1.Есть ли
однозначная связь между способностями педагога и характером реализуемых
функций?
2.В любом виде
труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы
во многих профессиях и видах деятельности (общие способности), другие - только
для некоторых видов деятельности (специальные способности). Ниже дан перечень
способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются
относительно общими, а какие - относительно специальными.
а) творческое
отношение к труду;
б) высокий
уровень умственных способностей;
в) способность
понимать внутреннее состояние другого человека;
в) организаторские
способности;
г) способность
хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
д) способность
предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
е) способность
заражать других своим отношением к делу.
3.Наблюдая за
педагогами в разных видах профессиональной деятельности, определите, какие
необходимые педагогические способности развиты, а какие - нет?
4.Предложите
учителю методом самоанализа оценить у самого себя степень развитости
педагогических способностей.
5.Проведите
совместно с учителем самоанализ, составьте рекомендации и разработайте план и
программу развития у него основных педагогических способностей.
План семинара
«Психология
педагогических способностей»
1.Педагогические способности учителя: структуры, функции,
закономерности и механизмы функционирования.
2.Взаимосвязь педагогических способностей и образовательного
процесса.
3.Педагогические способности в структуре личности учителя.
4.Психологические особенности развития и формирования
педагогических способностей.
5.Самообразование и самовоспитание как условие успеха
деятельности учителя.
Основная литература
1.Дружинин В.Н. Психология общих
способностей. М., 1995.
2.Зимняя И. А. Педагогическая
психология. Ростов н/Д., 1997.