В
структуру педагогических способностей входят следующие качества: умение
передачи детям знаний в краткой и интересной форме; умение понимать учеников,
базирующееся на наблюдательности; творческий склад мышления; находчивость;
организаторские качества [13.-С.251].
Педагогические
способности имеют профессиональную направленность тогда, когда они
способствуют развитию как учащихся, так и самого педагога. Слабое развитие
какой-либо педагогической способности не является препятствием к выполнению
педагогической деятельности: во-первых, ее можно развить, и, во-вторых,
компенсировать развитием другого профессионального качества личности.
Способности
- понятие динамическое. Они не только проявляются и существуют в деятельности,
но в деятельности формируются, в ней развиваются. В.Д. Шадриковым было
показано, что развитие способностей происходит в двух направлениях:
«пригнанности» отдельных способностей, во-первых, к системе деятельности, их
интеграции и, во-вторых, к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е.
«восхождению» к конкретным, частным проявлениям общих способностей. Отмеченные
аспекты тесно взаимосвязаны, и развитие способностей осуществляется в единстве
этих двух аспектов [8. - С. 280].
Обучаемость
и креативность, как и специальные способности, развиваются при благоприятных
условиях среды на базе общего интеллекта. Поэтому они в большей мере зависят от
средовых, нежели от генетических факторов, и в большей мере, чем общий
интеллект, «привязаны» к определенному предметному содержанию. Время, яркость и
степень дальнейшего развития педагогических способностей зависят от влияния
образовательного пространства и активности самого учителя.
Педагогические способности
проявляются в динамике овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми
для успешного выполнения профессиональной деятельности.