Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек
- существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок -
существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне. На разных
этапах социализации влияние группы на ребенка имеет различное значение. На
дошкольника влияет прежде всего ближнее социальное окружение (семья). При
поступлении ребенка в школу - классный и педагогический коллектив. В подростковом
возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы
от мнения дальнего социального окружения.
1. Механизм
идентификации. По определению К. Юнга, идентификация - это
бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то
другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить
или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным
героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е.
герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя.
Бихевиоральный подход рассматривает
сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может
объяснить ребенку «что будет, если...». Сказка про колобка объясняет ребенку
как далеко можно уйти от родителей. Золушка - как важно влияние труда на
счастливую жизнь.
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем
школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную
мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и
идеалы. Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение
о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.
Рисование - сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается
формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на
формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и
представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и
мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления,
вызываемые у него предметами и событиями [2].
Современное образование исторически складывалось как система передачи
объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой
образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который
осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов
познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и
эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние
оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные
фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем,
целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой
коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения,
культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные
жизненные цели.
Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и
поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности,
особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка,
выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для
психолога.
Игра является ведущей
деятельностью дошкольника. Детские игры проходят путь развития от
предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т.д.) до сюжетно-ролевых,
имеющих правила (например в магазин, в больницу и др.). Младшие дошкольники
играют чаще в одиночку. В предметных, конструкторских играх происходит развитие
восприятия, памяти, мышления, двигательных навыков. К среднему дошкольному
периоду игры становятся совместными. Главное в них- имитация определенных
отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и
закрепляется мотивация достижения успеха.
Достаточно трудно найти
основание для того, чтобы классифицировать игры, в которые играют дети. Все
виды игр имеют свои особенности и назначение, между ними трудно провести
границы - в каждой игровой ситуации решается много задач, реализуется множество
потребностей личности. В книге Т. Крайг «Психология развития» [4] описаны
наиболее типичные детские игры.