Важное
значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном
возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость,
особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка
- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится
в словаре С.И. Ожегова.
Существуют
различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит
в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со
временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует
эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа
формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты
приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении
в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним
мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов
человека.
Возрастом
сказок является дошкольный возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком
литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок
просты и типичны, они лишены
индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются
двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик
и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки»,
где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на
ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря
смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием
ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его
воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и
эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Особенно важна народная
сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения,
вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные
детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы
человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры
народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок
отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость,
сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на
жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает
индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.
По мнению Д. Соколова [5],
народные сказки характерны тем, что:
-время появления основных сюжетов сказки
неустановимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно;
- сказки передаются от
старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными
сюжетами;
-сказки являются, возможно, самой устойчивой
формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре. В отличие от
мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна
ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы
(миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее - смертью
ни в чем неповинных ее детей);
-сказки могут служить матрицами и источником
информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
-сказки влияют
на человека преимущественно на бессознательном уровне.