Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
1. Механизм
идентификации. По определению К. Юнга, идентификация - это
бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то
другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное
обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках
главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак,
падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и
сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне
неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах).
Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть
стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он
может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно
поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет
ребенку читают первые сказки - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в
которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев,
олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба...»), и отрицательных
персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки
заканчиваются «не в пользу» главного героя - вытягивают «на свет» репку
(«Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка
отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную
последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями
(«Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке
ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.
2.Освоение
морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский
образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность,
терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями
морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть
зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые.
3.Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их
уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в
своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
4.Получение
нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели
поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки
ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает
качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено
противоречие, столкновение
доброго
и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
5.Катарсис
и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют
метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются
эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в
следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление.
Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба,
победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей
Бессмертный», «Змей-Горыныч».
6.Решение
задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою
психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3
года (на оральной стадии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению
на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных
сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов
решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход
из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и
Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей
(«Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в
себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Возраст 5-7 лет связан с
появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием
супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются
сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как
правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек - сказки о мачехе и
падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка
начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких
категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то,
как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из
желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя,
с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям
или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных
суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности,
понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках
(«я ношу брюки, поэтому я - мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки,
адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый
волк» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх
и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная
связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают
возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.