Главная цель психологического сопровождения
воспитания - создание социально-педагогических условий, в которых каждый
ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и
собственного внутреннего мира. Центральный принцип психологического
сопровождения - ценность личностного выбора и самоопределение в значимых
жизненных ситуациях. При организации воспитательного процесса должны быть
созданы условия для:
Идея технологизации педагогической деятельности все
глубже проникает как в психологическую и педагогическую науки, так и в практику
системы образования. Но степень проработанности этой идеи еще недостаточна,
поэтому возникают терминологическая путаница и неточности, затрудняющие
понимание!
В
современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную
нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами,
воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является
главным «человековедом». К нему идут на «исповедь», за советом, за поддержкой
дети, педагоги, родители. Психолог участвует в процессе воспитания и
непосредственно и опосредованно.
Повышение профессионального мастерства и
психологической компетентности педагога - это целенаправленная, совместно
организованная деятельность администрации, методического объединения,
психологов и самого педагога. Обозначим некоторые важные моменты, реализация
которых способствует эффективной организации педагогического коллектива,
администрации, школы в целом.
Основные цели образовательного учреждения реализуют
в своей профессиональной деятельности педагоги (учителя в школе, преподаватели
и мастера производственного обучения в профессиональном училище и техникуме).
Несомненно, что каждый педагог реализует свои профессиональные функции в
соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов
такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному
воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия.
Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы
должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их
объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива.
Не всегда психологу удается организовать и провести социально-психологический
тренинг в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к нему как к
методу обучения общению. Вместе с тем участие психолога в подготовке и
проведении педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, семинаров
по психологической проблематике позволяет ему использовать различные методы,
активизирующие работу педагогов. Приведем примеры некоторых из них.
Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет
сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить
взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации,
устраняет эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников
анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с
другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства
проблем. Обычно выделяются три типа ориентации групповых дискуссий:
биографическая, тематическая и ориентация на взаимодействие
Ведущий тренинга, его личностные особенности, знания, умения являются
средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом.
Позиция консультанта, его стиль и методы работы с группой не могут быть в
течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников,
групповой ситуации, уровня развития группы.
Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться
в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы
влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников.
Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением
самовосприятия в тренинге объединяет участников. На сплочение может влиять
также престиж группы и ее ведущего, соперничество с другими группами,
присутствие в группе девианта, поведение которого значительно отличается от
поведения других. В сплоченной группе участники открыто разбирают конфликты.
Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которые
приводят к изменениям в поведении и позициях участников группы. При
конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы
заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное
поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит
доверительный характер и участники открыты для обратной связи. Можно выделить,
по крайней мере, три фазы развития группы:
Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом
себе) педагога начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание
себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является
одновременно и сутью, и эффектом СПТ. Понимание своего «Я» может
происходить на нескольких уровнях: