Групповая
дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет
сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить
взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации,
устраняет эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников
анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с
другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства
проблем. Обычно выделяются три типа ориентации групповых дискуссий:
биографическая, тематическая и ориентация на взаимодействие.
В
профессиональной группе педагогов среди обсуждаемых тем можно выделить:
«Конфликты с детьми» («дети стали другие»), «Родители и педагоги», «Группировки
в педагогическом коллективе», «Как управлять собой в сложных ситуациях?».
Анализ
ситуаций - стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению
теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются
ситуации двух видов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с
ее отдельными участниками; «там и тогда» – случаи из профессиональной практики
или личной жизни, имеющие значимость для участника или группы. Ситуации могут
быть описаны дома и принесены в группу для обсуждения. Сама возможность
описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое
место в ситуации. На дом можно давать задания типа: опиши 2-3 ситуации, где ты
оказался неуспешным (желательно из педагогической деятельности), опиши случай с
трудным учеником, когда тебе не удалось установить с ним эффективные
взаимоотношения; вспомни и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем. Примером
групп, работающих по этому методу, являются Баллинтовские группы. В таких
группах собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем.
Один из участников рассказывает о своем затруднении, остальные сначала задают
ему вопросы по уточнению ситуации, а затем каждый высказывается по этому
поводу. В заключение подводятся итоги: что нового для себя взял пришедший с
проблемой и каждый участник из обсуждения.
Ролевая
игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники
играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли.
Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания
самого себя.
Психодрама
–
метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные
ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение
неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции,
углубленное самопознание.
Психодраматические
приемы: монолог – высказывание главным действующим лицом своего истинного
отношения к происходящему; исполнение собственной роли; двойник или второе «Я»;
обмен ролями; прием отзеркаливания.
Информирование
(инструктирование) - вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает
участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную
связь и поддерживает их в процессе взаимодействия. Инструктирование может
проводиться через раскрытие в доступной форме психологических понятий и их
обсуждение, через описание случаев из собственной практики и анализ материала,
возникающего «здесь и теперь».
Тренировка
эффективного поведения состоит из следующих этапов:
определение
поведения, которое нуждается в тренинге;
инструктаж
и обучение участника эффективному поведению;
повторение
поведения;
моделирование
желательного поведения;
отработка
поведения в течение одного или нескольких занятий;
получение
обратной информации о поведении участника вне группы.
Проективное
рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для
диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с
мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам.
Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус.
Психогимнастика
- вспомогательный метод работы в группе, при котором участники
проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать
следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую,
активизирующую и/или релаксационную.
Музыкотерапия
- метод работы в группе, благодаря которому между участниками
возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика.
Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание
пластинок, пение) может снять напряжение и усталость.
Диагностические
процедуры используются в тренинге для отбора участников в группу; как
средство самопонимания и самораскрытия; как средство получения участником такой
психологической информации о себе, которой у него раньше не было.
Кроме
традиционных психологических методик типа самооценочных шкал, теста Люшера,
методики УСК (уровень субъективного контроля), шкал тревожности и др. в
тренинге рекомендуется использовать специальные техники и вопросники
самораскрытия. Например, к специальным относятся техники: «Кто есть кто? »,
«Кто я? », проективный рисунок на тему «Я и моя главная проблема в общении»,
психологическая процедура «Каким я вижу себя и каким меня видят окружающие».
Домашняя
работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт,
получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают
воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа
эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному
улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он
развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или
иной ситуации. Известно также, что усвоение протекает лучше, если оно
формулируется в письменных высказываниях.
Чтение литературы - ведущий может рекомендовать
участникам специальную психологическую литературу лишь после того, как у
участников возникнет потребность в концептуальном осмыслении своего опыта