Работа
с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) педагога
начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя,
осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и
сутью, и эффектом СПТ. Понимание своего «Я» может происходить на
нескольких уровнях:
-
осознание, как оно воспринимается другими, каким оно представляется в
межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);
-
осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное
время (каким я воспринимаю себя?);
-
осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я
общаюсь именно так?);
-
осознание того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы
поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?).
Такая
поэтапность в понимании своего «Я» лежит в основе построения программы
тренинга. Работа с «Я» участников ведется в течение всего тренинга.
Практически все процедуры тем или иным образом направлены на осмысление ими
своих особенностей. Сначала педагоги излагают фактическую информацию о себе, о
своих сильных и слабых сторонах. Далее участники могут быть откровенны,
затрагивая такие темы, как внутренние позиции, отношения, планы на будущее.
Проговаривая вслух эти внутренние содержания, участник смотрит на них как бы
глазами других, получает обратную связь. В случае готовности и желания группа
может также обсуждать сферу проблем педагога, в частности трудности в отношениях
с детьми, неприятие со стороны коллег и др.
Чтобы члены группы смогли
начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их
принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому консультант сознательно строит
свою работу по развитию группы.