Глубокий
психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают
в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя
суть, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе,
неоднозначность и парадок сальность внутреннего мира. Для отражения психология состояния
главного героя в романе "Преступление и наказание” автор использовал
разнообразные художественные приемы, среди которых важную роль дуются сны, так
как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все
наносное, чужое и, таким образом, свободнее выражают его мысли и чувства.
На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона
Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние неприязни обусловливают
его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань
между грезой и реальностью, между сном и действительностью смазывается,
воспаленный разум рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред,
поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.
Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова,
способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической края
романа. Так, первый сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в
кустах в парке после "пробы” и тяжелой встречи с Мармеладовым. Сон также
тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами:
Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на миру,
то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в
церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак — это то жуткое,
мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене у : — убийстве
беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов — маленький Раскольников пытается
защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь зримо, что по своей природе
он вовсе не жесток, жестокость и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему
чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно,
противоестественно. Знаменательно, что после этого сна Раскольников долгое
время снов не видит, если не считать видения накануне убийства — пустыня и в
ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голубой
— цвет целомудрия и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться,
значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от
"эксперимента над собой”. В еще более болезненном состоянии (в лихорадке) герой
слышит, как Илья Петрович якобы избивает квартирную хозяйку; но это скорее
можно назвать слуховыми галлюцинациями или действительно абсурдом, если учесть
повышенную температуру, нервное расстройство и общее раздраженное состояние
Раскольникова.
Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать
нужные упоры в нужных местах. Так, второй сон Раскольников видит
непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и
своеобразно олицетворяющего зло.
|