Конструктивная
работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной,
развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет
совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников.
Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением
самовосприятия в тренинге объединяет участников. На сплочение может влиять
также престиж группы и ее ведущего, соперничество с другими группами,
присутствие в группе девианта, поведение которого значительно отличается от
поведения других. В сплоченной группе участники открыто разбирают конфликты.
Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которые
приводят к изменениям в поведении и позициях участников группы. При
конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы
заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное
поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит
доверительный характер и участники открыты для обратной связи. Можно выделить,
по крайней мере, три фазы развития группы:
Фаза
ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых
занятиях у большинства участников - заинтересованный, у некоторых - скептический.
На этой фазе группа находится в зависимости от ведущего, от которого ждут
совета, инструкции. Такая группа состоит из педагогов и учащихся, которые
настроены на получение готовой информации, прямых рекомендаций. На этой фазе
группа направлена на ориентацию участников: кто с кем близок в плане трудностей
общения, кто как на кого реагирует, в ней обсуждаются зачастую несущественные
вопросы, даются друг другу советы, которые уже много раз давались ранее и не
помогали.
Фаза
конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей.
Преобладающие эмоции - враждебность, напряженность, тревога. Часто встречается
открытая конфронтация с консультантом. Иногда группа выбирает себе в качестве
объекта агрессии одного из участников (девианта) и вымещает на нем агрессию,
обвиняет, осуждает за поведение, отклоняющееся от нормы, общепринятой в группе.
Здесь еще нет конструктивной помощи, преобладают оценки, советы друг другу. Чем
сильнее конфронтация ведущего с группой, тем более глубокой и содержательной
будет работа на следующих этапах.
Фаза
сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется
чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Появляется
искренность в выражении чувств. Участники открыто рассказывают о своих
проблемах. Развитая группа способна обеспечить развитие личности. Среди
механизмов, лежащих в основе способности группы оказывать поддержку в решении
проблем, выделяют: членство в группе; эмоциональную поддержку; помощь другим;
самоизучение и самопроявление; осмысление; отреагирование; обратную связь и
конфронтацию; корректировочный эмоциональный опыт; опробование и освоение
нового опыта поведения; получение новой информации и приобретение навыков
общения.
Групповой процесс суммируется
из действий ведущего и участников тренинга. Тем не менее профессиональная
обязанность ведущего - нести ответственность за успех тренинга и благополучие
каждого члена группы.