Психологические основы организации педагогической деятельности
Повышение профессионального мастерства и
психологической компетентности педагога - это целенаправленная, совместно
организованная деятельность администрации, методического объединения,
психологов и самого педагога. Обозначим некоторые важные моменты, реализация
которых способствует эффективной организации педагогического коллектива,
администрации, школы в целом.
1.Ориентация
на сущностное обновление, трансформацию целей и методов работы школы. До тех
пор пока основными критериями деятельности педагога будут количество усвоенных
его учениками знаний, количество отличников, правильно написанных контрольных
работ и т.п. и пока лишь вскользь будут упоминаться такие параметры
деятельности учителя, как умение установить позитивные отношения с учениками,
способность к формированию у учеников самостоятельного, ответственного и
инициативного поведения, навыки партнерского поведения, авторитет среди
учеников и родителей, проблема профессионального роста педагога решена не
будет.
2.
Четко определенные цели педагогов и администрации по отношению к
образовательному процессу.
3.
Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей
надежности, а для психолога особенно важно - установление доверительных
отношений с педагогом и администрацией. Психологу необходимо различать истинные
причины обращения к нему со стороны администрации или педагога. Запрос может
иметь в своей основе манипуляцию, желание использовать психолога для изменения
ситуации в целях одной из сторон. Педагог может использовать авторитет
психолога для усиления своей позиции в конфликте с администрацией. Аналогично
может строить свои отношения с психологом администрация. В таких случаях важно
прояснение ситуации, и иногда психологу более разумно не принимать в этом
участия.
Особенно
значим вопрос о развитии персонала, ориентированного на существование в
условиях высокой неопределенности, способного генерировать и реализовывать
новые идеи, продуцирующего новые технологии профессиональной деятельности в
инновационных школах. В таких школах должна быть проработана система
управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами. С одной
стороны, эта система обслуживает функционирование школы, а с другой -
обеспечивает ее развитие.
Администрация
отвечает за создание в школе атмосферы, способствующей развитию
профессионализма педагога, помогает ему в повышении квалификации за пределами
школы и внутри нее, информирует его о перспективах деятельности в школе.
Администрация сама должна демонстрировать установку на развитие и саморазвитие.
Для
создания атмосферы сотрудничества в коллективе рекомендуется следующее.
Организовать
систему подбора кадров, способных и желающих работать именно в данной школе.
Для этого администрация информирует претендента о специфике школы, требованиях
в ней к педагогу, возможностях его профессионального роста. Также важно понять
профессиональные цели и ожидания педагога.
В
школе должна быть создана ясная организационная структура. Педагог должен
знать, кто из завучей за какое направление работы отвечает. В школе также
должна быть налажена система информации, вестись целенаправленная работа по
совершенствованию методов управления и улучшению атмосферы в коллективе.
Цели
школы вырабатываются и принимаются членами педагогического коллектива. Цели
организации формируются при совместном планировании стратегии и тактики
развития школы (партнерское управление).
Администрация
ориентируется на использование групповых методов работы (создание продуктивно и
творчески работающих групп, мастерских, профессиональных объединений).
Организовать
постоянно действующие системы психолого-педагогических семинаров, тренингов,
консилиумов для обучения педагогов и самой администрации.
Развивать
положительную мотивацию на развитие у педагогов.
Для
построения обоснованной кадровой политики психолог может рекомендовать
администрации использовать методики, направленные на:
-исследование взаимоотношений администрации и
педагогического коллектива, которое позволяет понять систему их работы,
проанализировать степень согласованности управленческих действий, оценить вклад
каждого руководителя в обеспечение профессионального развития педагогов;
-
выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию
педагогов в школе;
-анализ мотивации деятельности педагогов;
-изучение взаимоотношений в педагогическом
коллективе [7].
Доказали
свою эффективность педагогические советы, проводимые в форме игр, групповых
дискуссий, психолого-педагогический консилиум как форма управления
учебно-воспитательным процессом в школе [2]; психолого-педагогические семинары,
позволяющие формировать у педагогов социально-психологическую компетентность.
В
заключение еще раз хочется обратить внимание на то, что тесты, опросники могут
рассматриваться лишь как повод для диалога с педагогом, для уникального
эмоционально-личностного контакта с ним. Главное - не превратить живую личность
в бездушного «испытуемого» [9]. Взвесить и измерить самобытный,
индивидуализированный, персонифицированный труд педагога практически
невозможно. Переформулируем слова замечательного гуманистического психолога Р.
Мэя: задача психолога - помочь педагогу обрести свое истинное «Я» и найти в
себе мужество стать этим «Я».
Вопросы и задания
1.Назовите основные этапы профессионализации
педагога.
2.Каковы возможности и ограничения
психологического тестирования в работе с педагогами?
3.Дайте характеристику целям
социально-психологического тренинга в работе с педагогами.
4.Какими знаниями, умениями и качествами
должен обладать психолог, работающий с педагогами?
5.Какова роль психолога в организации
кадровой работы образовательного учреждения?
6.Какие рекомендации может дать психолог
администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества
в коллективе?