Достаточно трудно найти
основание для того, чтобы классифицировать игры, в которые играют дети. Все
виды игр имеют свои особенности и назначение, между ними трудно провести
границы - в каждой игровой ситуации решается много задач, реализуется множество
потребностей личности. В книге Т. Крайг «Психология развития» [4] описаны
наиболее типичные детские игры.
Сенсорные игры. Цель: приобретение сенсорного опыта. Дети
рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся водой.
Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. В них развиваются физические и
сенсорные возможности ребенка.
Моторные игры. Цель: осознание своего физического «Я»,
формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, играют с родителями в
«кучу-малу», катаются с ледяных горок, подолгу могут повторять одни и те же
действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию
моторных навыков.
Игра-возня. Цель: физическое упражнение, разрядка
напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки,
драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой
понарошку.
Языковые игры. Цель: структурирование своей жизни с
помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя и мелодии
языка. Игры со словами позволяют ребенку 3-4 лет овладеть грамматикой,
пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.
Ролевые игры и имитации. Цель: знакомство и освоение социальных
отношений, норм и традиций, присущих культуре, в которой живет ребенок. Дети
разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют
родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то
поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
С.А. Шмаков [9] предлагает классифицировать игры по внешним
признакам (содержание, форма, место проведения, число участников, степень
регулирования и управления, наличие аксессуаров) и по внутренним признакам, к
которым относятся способности индивида, проявляющиеся в игре (подражание,
состязательность, слияние с природой, имитация и др.).