Философско-психологические и системотехнические основания методологии
[
]
16.07.2010, 07:52
Поскольку
методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, необходимо
обратиться, в первую очередь, к основным понятиям о деятельности.
Деятельностьопределяется как активное взаимодействие
человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как
субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким
образом свои потребности[209, C. 95].
При
этом субъектопределяется в философии (см., например, [254, C. 661]) как носитель предметно-практической деятельности и
познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на
объект. Субъект с точки зрения диалектики отличается присущим ему самосознанием,
поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры
– орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими
категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т.д. Активная деятельность
субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент
объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его
деятельности.
Объектв
философии [254, C. 453] определяют как то, что противостоит субъекту в его
предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной
реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с
субъектом.
Философияизучает деятельность как всеобщий способ
существования человека и, соответственно, человек и определяется как
действующее существо. Человеческая деятельность охватывает и
материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и
внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и
работа руки; процесс познания в такой же мере как человеческое поведение [92]. В деятельности человек раскрывает свое особое место
в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.
Психологияизучает
деятельность как важнейший компонент психики. Так, с точки зрения
С.Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность
субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее
существенных объективных связей и опосредований, в том числе через исследование
деятельности [215]. А.Н. Леонтьевсчитал, что деятельность должна входить в
предмет психологии постольку, поскольку психика неотторжима от порождающих и
опосредующих ее моментов деятельности [209, C. 94].
Системный
анализ, отличаясь междисциплинарным или
наддисциплинарным положением, и являясь как бы прикладной диалектикой, рассматривает,
в частности, деятельность как сложную систему, направленную на подготовку,
обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального,
экономического, технического и т.д. характера [192, C. 360;254, C. 612].
Сопоставление
подходов этих трех научных дисциплин: философии, психологии и системного
анализа (системотехники) позволяет выбрать общую схемуструктуры деятельности(см. Рис. 2), необходимую нам для дальнейшего изложения.
Рассмотрим
основные структурные компоненты деятельности.
Потребностиопределяются (см. например, [254, C.518]) как нужда или
недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,
человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Биологические
потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ – необходимой
предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов,
что в данном случае нас интересует, – личности, социальных групп и общества в
целом – зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических
социальных условий их деятельности.
Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности человека,
социальных групп, ради чего она и совершается [254, C.389-390]. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной
группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий,
поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки
альтернатив, выбора и принятия решений.
Возможны
и другие (близкие
к используемому)
подходы к описанию структуры деятельности. Так, например, в [27] предложена
структура, включающая следующие последовательные процессуальные компоненты
деятельности: потребность – мотив – цель – задачи – технологии (содержание, формы,
методы и средства)
– действие – результат.