Бихевиоральный подход рассматривает
сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может
объяснить ребенку «что будет, если...». Сказка про колобка объясняет ребенку
как далеко можно уйти от родителей. Золушка - как важно влияние труда на
счастливую жизнь.
Трансактный анализ обращает
внимание на ролевые взаимодействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж
может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может
играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно
описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица.
Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием
обычной семьи из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как
субличности, части «Я» одного человека.
Важной чертой сказки является
трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в
сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о повзрослении.
К. Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что
ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.
Экзистенциальный подход к
сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит
герой на распутье - по одной дороге пойдешь - коня потеряешь, по второй -
смерть свою найдешь, по третьей пойдешь - себя потеряешь); отношение к смерти,
умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.
Гипнотическая школа обращает внимание на сходство
между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера
почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он
доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки).
Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели
поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.