ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 29.03.2024, 08:46

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ [101]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ » ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

    Игра как метод психологической коррекции и терапии

    Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

    Использование игры в качестве коррекционно-терапевтического средства берет начало в первом десятилетии XX в. Игротерапия как метод выросла из попыток применить в работе с детьми психоаналитический подход. Впервые идея использования игры в качестве вспомогательного метода была реализована З. Фрейдом в 1913 г. Опыт выявления истинного источника символической игры через цепь ассоциаций, реализованный З. Фрейдом, вошел в историю как «случай маленького Ганса». В русле психоанализа велись исследования М. Клейн и А. Фрейд.

    М. Клейн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Игра ребенка носит спонтанный характер, а психотерапевт, с ее точки зрения, - пассивная фигура.

    А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что в игре находят отражение реальные жизненные отношения и что ею можно управлять. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивала, чтобы родители участвовали в игротерапии для коррекции их отношения к воспитанию.

    Кроме психоаналитического направления на сегодняшний день выделяется еще несколько теорий игротерапии, среди которых игровая терапия отреагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).

    Игровая терапия отреагирования, или «облегчающая психотерапия» Д. Леви (1933), предполагает заранее разработанный план игры, распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагаются в готовом виде несколько вариантов решения проблемы.

    В рамках недирективной терапии В. Акслайн (1947) терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает атмосферу безопасности, безусловного принятия чувств и мыслей ребенка.

    В отечественной психологии в этой области наиболее известны исследования А.С. Спиваковской [7] и А.И. Захарова. А.И. Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью комплексного воздействия на ребенка. Предполагается воздействие на ребенка через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия, с точки зрения А.И. Захарова, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:

    - выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;

    - руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;

    - не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;

    - взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;

    - взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я».

    - взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.

    Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психологическом состоянии. В.К. Лосева [17] отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:

    - какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;

    - каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;

    - какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);

    - какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо него или с ним и пр.).

    Для проведения игр необходимо иметь все основные типы игрушек: большие и маленькие, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые, изображающие животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства; игрушки, пригодные для строительства (кубики, пирамиды, разборные домики); абстрактные игрушки (кубы, шарики, веревки). Требования к оформлению игровой комнаты описаны в работе Д. Лэндрета «Игровая терапия. Искусство отношений» [5].

    В комплексе с игрой для реализации коррекционной и терапевтической функций можно использовать рисование, психогимнастические процедуры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии.

    Д. Лэндретом обозначены принципы отношений взрослого к ребенку, которые могут быть положены в основу использования игры как метода психологической коррекции и терапии:

    Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.

    Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.

    Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.

    Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

    Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

    Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство жалости у ребенка.

    Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы исчезли из жизни ребенка. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

    Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
    Категория: ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ | Добавил: Admin (22.07.2010)
    Просмотров: 5909 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Английская литература - неизвестные стра...
    COSPLAY ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕ ХВАТАЕТ ХЭЛЛОУИ...
    Как поздравить с Новым годом оригинально...

    NON-HISTORICAL MATERIALISM OR PINEAPPLES... 
    ЕГЭ – кому он выгоден? 
    Shopping 

    Английский язык для школьников №2
    Скороговорки на немецком языке
    Английский язык для школьников №18

    Jer_the_love 
    THE UNITED STATES OF AMERICA 
    Полисемия окказионального слова 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz