Успешность
педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие
достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным
сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах.
Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних
способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь
одной способности компенсируется другой.
Способность
- это возможность. Достигнутый уровень - это реальность. По результативности
каждый учитель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом
каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:
1)репродуктивный уровень: учитель может
и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2)адаптивный уровень: учитель умеет
приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3) локально-моделирующий
уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по
отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть
искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в
учебно-познавательную деятельность;
4) системно-моделирующий
деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения
своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в
самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Учителя,
находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических
способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются
педагогические способности тем больше, чем выше его уровень [11].
Все
рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения
профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного
уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По
мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным
открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является
результатом его усилий?