Проектно-технологический тип организационной культуры.
[
]
16.07.2010, 07:57
Еще
в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные
организованности как проектыи программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию
и реализации стала массовой. Обеспечиваются они не только и не столько
теоретическими знаниями, сколько аналитической работой. Профессиональная
культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового
изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), и
это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии уже не только
вещного, но и знакового производства, а, в общем, технологии, наряду с проектами, программами, стали
ведущей формой организации деятельности. Специфика современных технологий заключается
в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь
технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому,
что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических
циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только
профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы.
Для
повсеместного распространения проектно-технологического типа организационной
культуры были объективные причины. К середине ХХ века была, в основном, решена
главная проблема, довлевшая над всем человечеством на протяжении всей истории –
проблема голода. Человечество впервые за всю историю смогло накормить себя (в
основном), а также создать для себя благоприятные бытовые условия (в основном).
И тем самым был обусловлен переход человечества в совершенно новую, так
называемую постиндустриальную эпоху своего развития, когда появилось изобилие
продовольствия, товаров, услуг, и когда, в связи с этим, стала развиваться во
всей мировой экономике острейшая конкуренция. Поэтому за короткое время в мире
стали происходить огромные деформации – политические, экономические, общественные,
культурные и т.д. И, в том числе, одним из признаков этой новой эпохи стали
нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных, правовых и
других ситуаций. Все в мире стало непрерывно и стремительно изменяться. И,
следовательно, практика должна постоянно перестраиваться применительно к новым
и новым условиям. И, таким образом, инновационность практики становится
атрибутом времени.
Если
раньше, еще несколько десятилетий назад в условиях относительно длительной
стабильности образа жизни практические работники – инженеры, врачи, учителя и
т.д. – могли спокойно ждать, пока наука, ученые (а также, в былые времена, и
центральные органы власти) разработают новые рекомендации, а потом их
апробируют в эксперименте, а потом конструкторы и технологи разработают и
апробируют соответствующие конструкции и технологии, и лишь потом дело дойдет
до массового внедрения в практику, то такое ожидание сегодня стало
бессмысленным. Пока все это произойдет, ситуация изменится коренным образом.
Поэтому практические работники естественно и объективно устремились по другому
пути – стали сами создавать инновационные модели социальных, экономических,
технологических, образовательных и т.д. систем: авторские модели фирм, организаций,
школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.
Здесь
мы привели лишь одну из многих классификаций исторических типов организационной
культуры. В литературе можно найти и другие подходы.
Важно одно – развивавшийся с XVII века профессиональный тип организационной
культуры, основой которого являлись письменные тексты – в виде учебников, специальной
литературы, инструкций, руководств, методических рекомендаций и т.п. – где-то в
середине XX века сменился, в связи с ускорением развития общественных, в том
числе производственных отношений, новым типом организационной культуры
(естественно, вобравшей в себя все предыдущие) – проектно-технологической
культурой.
Отметим
следующую характерную особенность. И научное исследование, и создание произведения
искусства как завершенные циклы продуктивной творческой деятельности вполне
подпадают под вышеприведенное определение проекта. И, хотя понятие «проект» в
науке и искусстве стало применяться только в последнее время, где-то с середины
ХХ века – атомный проект, проект создания художественного фильма, проект
театральной постановки и т.д., но исторически первой стала на проектный тип
организационной культуры, очевидно, художественная деятельность – начиная с
эпохи Возрождения, когда искусство было отделено от ремесла в связи со
становлением и развитием категории художественного образа как художественной
модели окружающей действительностии окончательно оформившейся к началу ХIХ
века, что было зафиксировано, в частности, в «Эстетике» Гегеля[254, С. 760].
Затем,
к концу XIX – началу XX века проектный тип организационной культуры
«проник» в науку – когда в научных исследованиях по многим отраслям научного
знания стало практически обязательным требованием построение научных гипотезкак
познавательных моделей [254, С. 116], и научное исследование стало, тем
самым, проектироваться. В полную же силу проектно-технологический тип
организационной культуры«заработал»
лишь в последние десятилетия – когда он был востребован в массовых масштабах
практикой.
В
этом новом типе организационной культуры ключевыми становятся понятия: проект,
технологии и рефлексия. При этом два из них являются как бы противоположными:
проект (дословно – брошенный вперед) и рефлексия (дословно – обращение назад).
Понятие
«организационная культура» в литературе применяется еще и в другом, узком
смысле – как «культура организаций», «корпоративная культура». Корпоративная
культура – это миссия предприятия, организации и т.п., их организационная
структура, система норм, сложившиеся традиции отношений, символика и т.п.
Необходимо отметить,
что типы организационных культур в историческом развитии не просто сменяются
одни другими. Дело обстоит сложнее – они существуют параллельно. Так, например,
многие обряды, ритуалы живут неизменно в каждом народе с древнейших времен до
наших дней (вспомним
хотя бы масленицу – языческий праздник). Еще один пример – деятельность научных
школ, в том числе современных, строится по корпоративно-ремесленному типу культуры
[52]. В учебной
деятельности (глава
4)
наличествуют все без исключения типы организационной культуры. Игровая
деятельность (глава
5) строится,
в основном, на традиционном типе организационной культуры. Более того, те или
иные виды деятельности одного и того же человека могут базироваться на
различных типах организационной культуры.
Как писал великий
российский физиолог Н.А. Бернштейн,
отражение вообще строится по типу моделей [18].