«трансляция
и репродукция истины» (в форме готовых знаний, умений, навыков);
«охрана»
(ребенка от общества и общества от ребенка);
«тотальность
контроля» (за ребенком с целью пресечения непредусмотренных
социально-политической системой форм активности).
Именно
в этих функциях выражается суть авторитарно-репродуктивной модели образования.
Гуманистические
функции педагога:
открытие
проблемности и значений окружающих человека реальностей;
создание
условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;
выявление
зон неопределенности и перспектив развития жизнедеятельности ребенка;
привитие
вкуса и любви к науке (познанию), творчеству (созиданию).
Актуализация педагогических
способностей в этом направлении приводит к формированию позитивного и
конструктивного отношения учащегося к реальности. Срабатывает «закон ситуации»,
согласно которому различные типы ситуаций требуют различных типов знания.
Следовательно, для эффективного профессионального поведения во всем разнообразии
педагогических ситуаций учителю целесообразно провести синтез разнородных
знаний и реализовать умение выбирать их в зависимости от педагогических целей и
специфики конкретных условий.