Структура
общих познавательных способностей является многомерной, хотя и измерения и не
являются независимыми. Можно выделить способности по уровню их
генерализованности (общие - специальные), по роли жизненного опыта в их
проявлении («текучий», «кристализованный» интеллект) [1.-С. 146].
Педагогические
способности имеют два взаимосвязанных уровня: 1) рефлексивный; 2) проективный.
Рефлексивный уровеньвключает три вида чувствительности:
чувство объекта - умение увидеть, какой отклик находят у ребенка объекты
реальной действительности, проникнуть в психологию учащегося; чувство меры или
такта - умение понять изменения, происходящие в личности ребенка (в его
деятельности) под влиянием различных средств педагогического воздействия, а
также причины изменений; чувство причастности - способность оценить свои
достоинства и недостатки, а также и свою деятельность.
Проективный уровеньвключает в себя пять видов
чувствительности: гностическую - к требованиям педагогической системы
(т.е. требования к учащимся, родителям и самому учителю), к результатам
действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам
продуктивного или непродуктивного функционирования этой системы, к
систематизации знания, к познанию индивидуальных особенностей детей; проектировочную
- к изменениям, которые должны произойти в личности ученика к моменту
выхода из данной педагогической системы, к педагогическим средствам,
последовательности их применения, способствующим этим изменениям, к
проектированию личности ученика, возможности его развития, а также своей
деятельности; конструктивную - к способам отбора и композиционного
построения учебно-воспитательной информации, вызывающей у учащихся
эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик; коммуникативную - к
способам установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
и их перестройке в соответствии с развитием целей и средств воздействия, а
также к способам мотивирования, эмпатии, суггестии; организаторскую - к
способам включения учащихся в различные виды деятельности, превращения
коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую личность
учащегося, формирования способности к самоорганизации, самовоспитанию,
самообразованию, саморазвитию [11]. Рассмотрим более конкретно некоторые виды
педагогических способностей.
Конструктивные
способности - это способности проектировать личность ребенка и композиционно
строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и
индивидуальным особенностям детей. Их развитие включает в себя: 1) хорошее
знание предмета («Треску много, а знания у него жиденькие»); 2) хорошее знание
психологических особенностей детей разного возраста («Будто и не смотрит, а все
видит». «М.И. по глазам видит, когда кто-нибудь расстроен или не выучил
урока»); 3) владение устной речью (доступной, правильной, воздейственной) («Для
нас нет большего удовольствия, чем слушать нашего литератора. Как хорошо он
умеет говорить! Звонок воспринимается как досадная помеха»); 4) творчество в
методическом плане («Самое важное в учителе - делать все ясным и понятным. Даже
радостно учиться у такого»). Конструктивные способности связаны со сбором и
переосмыслением постоянно изменяющейся информации, значимой для успешного
выполнения педагогической деятельности; с умением делать сложное доступным для
возраста ученика, понять и принять логику его действий и его позицию.
Организаторские
способности - способности активизировать учащихся в различных видах деятельности
и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность,
помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания
и самовоспитания.
Становление
данной способности включает в себя: а) требовательность - способность
осуществлять нужное в соответствии с педагогической ситуацией и оптимальной
силой воздействия («У него замечательная черта - умение требовать без нажима»);
б) уважение к другим людям, тактичность («Мы были рады, когда ушел П.И. Он
думал взять нас окриками, одними приказами, но заставил только терпеть его»; в)
жизнерадостность («Очень вялый, при его виде спать хочется»).
Организаторская
способность связана с созданием организационных форм и методов обучения и
предполагает наличие: во-первых, знаний социальной психологии; во-вторых,
умение работать с коллективом и в коллективе; в третьих, конструктивной и
коммуникативной способностей, а также использования собственной личности в
качестве инструмента воздействия на коллектив; в-четвертых, практической
направленности ума - владение практической психологией, готовность применять
данные о психологических феноменах к практике решения педагогических задач.
Организаторские способности связаны с умением вести детей за собой, включать их
в разнообразные виды деятельности.
Организаторские
способности характеризуются тем, что по мере проникновения в сущность личности
учащегося у педагога происходят следующие изменения в способах воздействий: а)
уменьшение количества воздействий и повышение их эффективности; б) увеличение
их «репертуара»; в) замена прямых воздействий косвенными; г) увеличение частоты
проявлений их избирательности; д) увеличение частоты выдачи отчетной информации
по собственному побуждению без запроса педагогов.
Выделяются
следующие компоненты в структуре организаторских способностей:
1. Организаторское
чутье. Оно включает в себя: а) психологическую избирательность -
преобладающе-избирательное отражение психологии людей; б) психологический ум -
способность применить данные этого отражения к практическим требованиям
деятельности; в) психологический такт - способность находить меру подхода к
людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними.
2. Эмоционально-волевая
бездейственность - проявляется в способности заряжаться и заряжать других
энергией, в требовательности и критичности.
3.
Склонность к организаторской деятельности - высокий, действенный, устойчивый
интерес и потребность, готовность к ней, стеничность чувств в процессе
осуществления педагогической деятельности.
Власть
педагога над учащимися прямо пропорциональна его авторитету, который
формируется и проявляется во взаимодействии с ними. Успешность взаимодействия
определяется многими факторами. Особую роль играет способность учителя
управлять собственным личным царством - процессами своего мышления, своего
поведения так, чтобы он мог получать только те результаты, к которым стремится.
Своеобразной формой власти над учащимися является знание их психологических
особенностей.
Коммуникативныеспособности - это способности
устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в
соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю. Эти способности
связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной
системе педагогической деятельности учителя: 1) взаимоотношения его с учениками
разного возраста по разным поводам: («Хуже всего -заискивающий перед учениками
учитель. Такой была учительница зоологии - чего только она ни делала, чтобы
купить расположение ребят! Я думал: зачем она унижает себя. Ведь предмет она
знает хорошо»); 2) с учителями разных предметов; 3) с администрацией школы; 4)
с родителями (разных возрастов, разного социального положения); 5) с людьми,
организующими внеучебную деятельность. Коммуникативные способности проявляются
в установлении и поддержании контактов с детьми, в правильном построении
взаимоотношений с ними.
Основу
коммуникативных способностей учителя составляет умение ладить с разными людьми
в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты
ситуации обеспечивается надситуативным подходом к осмыслению, пониманию и
реагированию на происходящее.
Можно
выделить обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному
мышлению): чувство юмора, иронии и т.п. Уже чувство комического, с
которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный
компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно
обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего
лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между
поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым
характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то,
что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою
несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в
комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения
чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение
несостоятельной претензии. Чувство комического предполагает, таким образом,
понимание несоответствия.
Значительно
сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает,
что за смешными, вызывающими смех недостатками чувствуется что-то
положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В
юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. С юмором
относятся к смешным, маленьким слабостям или не очень существенным и, во всяком
случае, безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними стоят реальные
достоинства. Чистый юмор означает реалистическое принятие мира со всеми его
слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно
даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за
этими недостатками и слабостями скрывается.
Ирония
расщепляет
то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное
отрицательному, идеал - действительности, возвышенное - смешному. Смешное,
безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное
и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его
проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие
иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося
над ними идеала. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое
превосходство над предметом, вызывающим у него ироничное отношение.
Если
структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности,
то главными компонентами педагогических способностей тоже являются
конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них является
способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и
коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и
поведения на этой основе (гностический компонент).
Коммуникативная деятельность
преподавателя имеет две основные стороны: 1) умения педагога целенаправленно
изменять свои отношения с учащимися, учитывать субъективные и объективные
условия, выбирать необходимую стратегию и тактику поведения в ситуации общения,
т.е. самоуправление своим общением; 2) способность личности учитывать,
предвидеть, планировать влияние тех коммуникативных средств и методов, из
которых складывается акт общения, на процесс обучения в целом и на взаимоотношения
учащихся в коллективе. Преподаватель, являясь субъектом управления,
одновременно есть субъект самоуправления.