Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
В
методологии стиля выделяются следующие его функции: 1) стиль представляет собой
проявление целостности, индивидуальности; 2) стиль связан с определенной
направленностью и системой ценностей личности; 3) стиль выполняет
компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно
приспособиться к требованиям среды.
Главное
в педагогическом общении - создание для учащегося ситуации успеха. Основное
внимание учителя должно быть направлено на конструктивное (чтобы ученик мог
опереться на отношение педагога к себе), позитивное (своим положительным
отношением преподаватель учит обучаемого мыслить категориями успеха)
педагогическое оценивание, которое переходит во внутреннее оценивание учеником
своих стараний и полученных результатов [9]. Если у ученика сформируется
положительная самооценка своих учебных способностей, то у него будет
развиваться интерес к учебе. Для реализации такого направления в работе с
учащимися крайне необходимым является индивидуальный подход к ребенку, основой
которого является сформированный учителем индивидуальный стиль собственной
педагогической деятельности.
В
целях воспитания личности необходимо знание и понимание ее. Важно, чтобы это
изучение не составляло, как обычно, вал, поток мероприятий, воспитание
«вообще», когда индивидуальная личность фактически утрачивается и всплывает
только при случившихся бедах. Учащиеся предпочитают учителей, которые реже
применяют дисциплинирующие воздействия, поведение которых отличается гибкостью,
адекватно возрасту и индивидуальности ученика и соответствует структуре урока.
Взаимоотношения
учителя с .учащимися - один из важнейших путей воспитательного воздействия на
формирующуюся личность школьника. Однако в деятельности учителя не всегда
складываются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом это зависит от
стиля руководства или от стиля общения с ними, от индивидуального стиля
педагогической деятельности.
Для
того чтобы реализовать условия педагогической деятельности в ее средства,
учителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем. Важным компонентом
гибкости является когнитивный стиль как стабильные
индивидуально-психологические способы приема и переработки информации. Он
характеризуется «острым» глазом и умом педагога. Когнитивный стиль включает в
себя: а) видение завуалированного в выполняемой деятельности, в том числе и
латентных признаков конкретной ситуации; б) видение впрок (заметить то, что
сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, послезавтра); в) видение
перспективы (выявление ростков нового, позитивного, т.е. того, на что можно
опереться в своих педагогических решениях). Положительные или отрицательные
последствия профессионализации учителя определяются его личностными
особенностями как субъекта педагогической деятельности, спецификой объекта,
универсальностью и содержанием педагогической деятельности.
В
целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления
к которой одно цепляется за другое, в результате время начинает работать на
достижение намеченного результата. Тогда педагогу «удается поймать систему за
хвост»: создается сценарий, предопределяющий поведение учащегося: рефлексивное
управление состоит в создании внешних педагогических условий, которые
становятся внутренними условиями, регулирующими активность (поведенческую,
деятельностную) учащегося.
Условия
педагогической деятельности превращаются в средства ее оптимального
осуществления тогда, когда они: 1) содержат педагогическую «начинку» (по своей
сути способствуют достижению педагогического эффекта); 2) создают благоприятные
стимулы (внешние и внутренние) для актуализации творческого потенциала личности
ученика; 3) становятся опорой для достижения педагогических целей (для этого
требуется включение конструктивного мышления, именно оно помогает найти то, на
что можно опереться в своей деятельности на данном этапе ее выполнения); 4)
латентные, скрытые условия конкретной ситуации становятся объективными,
«работающими» и реально влияющими на успешное осуществление педагогической
деятельности, если учитель умеет видеть около, если у него развито «боковое»,
творческое мышление. Следовательно, психолог может помочь педагогу научиться
распознавать такие условия, особенно латентные, и учитывать их в конкретной
педагогической деятельности.
Хорошие учителя должны быть не
анонимными, безликими, а обладать собственными манерами и персональным
отношением к обучению и воспитанию. Если педагог не смог выработать
индивидуальный стиль в своей профессиональной деятельности, то он не сможет
занять авторскую позицию в образовательном процессе и пространстве.