Соотношение типического и индивидуального в деятельности педагога
Слово
«стиль» в переводе с греческого языка означает орудие для письма, т.е. орудие
умственной деятельности. Стиль занимает связующее положение между
индивидуальностью и средой. С одной стороны, стиль создается человеком, а с
другой - выступает способом какой-либо активности (нецеленаправленной -
поведения и целенаправленной - деятельности), преобразующей среду. Это
обстоятельство порождает некоторую двойственность стилевого явления и двоякую
обусловленность его формирования и существования. Для исследователя открывается
возможность подойти к феномену стиля, либо изучая индивидуальность человека,
породившего стиль, либо анализируя особенности той деятельности, в процессе
которой этот стиль возник.
Типическое
- то, что может быть воспитано обществом и в самом обществе, а индивидуальное
- что сформировано у данного человека, что обусловлено его воспитанием,
индивидуальным развитием. Типическим в деятельности педагога является что-то,
характерное для определенной группы профессионалов, которых объединяют,
например, совместная творческая деятельность, увлечение новой педагогической
идеей и т.д. Типическими становятся те черты, которые приобретаются учителем в
общении и совместной деятельности, которые являются характерными для
профессиональной и социальной среды, где вращается человек. Индивидуальное -
это черты, которые сам человек развивает, - усидчивость, хладнокровие и т.д.
В
отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения индивидуального стиля
деятельности. Под индивидуальным стилем обычно понимают устойчивую
систему способов или приемов деятельности [12]. В зависимости от типологических
свойств нервной системы могут складываться полярные, индивидуально-устойчивые
приемы деятельности, позволяющие людям достигать одинаково высоких результатов.
Вместе с тем любой индивидуальный стиль деятельности может сформироваться
только при условии наличия у субъекта положительного отношения к ней. Индивидуальный
стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения
личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в
дальнейшем у субъекта активно-творческого к ней отношения.
Об
индивидуальном стиле можно говорить и в отношении общения, которое является
особым, относительно самостоятельным видом деятельности. В деятельности учителя
большую роль играет стиль его общения с учащимися на разных этапах их
возрастного развития. В психолого-педагогической литературе на основе имеющихся
исследований выделяется пять наиболее часто встречающихся стилей руководства
учащимися, а именно: автократический (самовластный); авторитарный
(властный); демократический (опора на коллектив и стимулирование
самостоятельности учащихся); игнорирующий (практическое устранение от
руководства деятельностью учащихся, формальное выполнение своих обязанностей); непоследовательный
(ситуативность системы взаимоотношений с учащимися).
Индивидуальный
стиль педагогической деятельности -характерная для данного учителя система
навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс
индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять
профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно
мобилизуя свои профессиональные качества, в то нее время компенсирует или
как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В
результате создается индивидуальный стиль деятельности - неповторимый вариант
типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях.
Так,
в ситуациях с повышенными требованиями к темпу и ритму деятельности педагог с
подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования
своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного
состояния к другому. В тех же объективных условиях учитель инертного типа
пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости
быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного
внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе педагогической
деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности,
основательности в работе. Он заблаговременно вырабатывает профессиональные
заготовки, усиливающие его слабые места, поэтому даже в ситуации цейтнота он
сохраняет равновесие и уверенность.
Эффективным индивидуальным
стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого
учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции,
переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в
достижении конечных учебных и воспитательных целей. Определенный алгоритм этих
сочетаний в организации и регуляции делового поведения педагогов и
характеризует тот или иной индивидуальный стиль.