Соотношение общих и специальных (педагогических) способностей
Общие
способности человека - интеллект, склонность к творчеству, обучаемость -
определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет
учитель в своей профессиональной деятельности [1. - С. 149].
Уровень
интеллекта определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам
занятий, которыми потенциально может овладеть человек: чем интеллект выше, тем
шире диапазон деятельности. Вероятно, «общечеловеческие» общие и специальные
способности (общий и вербальный интеллект) детерминированы в основном
генетическими влияниями, а индивидуальные - влияниями среды.
В
творческой способности проявляется человеческая уникальность, и не случайно она
определяется окружающими его влияниями в большей мере, чем общий интеллект. Чем
более общей, латентной, генерализованной является способность, тем в большей
мере уровень ее развития зависит от генетической детерминации и биологических
факторов. Напротив, различия в уровне развития специальных способностей,
связанных с оперированием определенным материалом и функционированием систем,
обеспечивающих контакт с внешним миром, определяются по преимуществу средой.
Креативность
и общий интеллект являются способностями, связанными с двумя способами
взаимодействия сознательного и бессознательного при зарождении психического
акта: склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной
(адаптивной) активности, склонность к доминированию бессознательного - к
проявлению форм неадаптивной активности («сверхнормативной»), в том числе
творческой.
Общими
способностями являются абстрактные качества, не отнесенные к конкретным
требованиям и условиям. В качестве базисной основы общих способностей выступают
их функциональные механизмы. Общие способности приобретают конкретность за счет
операционных механизмов. Именно развитие операционных механизмов и придание им
оперативных черт составляет сущность перехода от абстрактных качеств к
конкретным, от общих способностей к специальным [8. - С. 280].
Специальные
способности (музыкальные, художественные, артистические и др.) включаются в
сферу педагогической деятельности лишь при определенных условиях, а именно: при
наличии педагогической направленности и педагогических способностей. В
практической деятельности специальные способности получают дальнейшее развитие.
В случае отсутствия педагогической направленности и педагогических способностей
специальные способности тормозятся, не развиваются в повседневном труде, и
человек тяготится педагогической деятельностью [4]. Если в структуре личности
педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли
педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание
способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической
работе [12. - С. 160-161].
Иногда
бывает, что в какой-то момент урока школьники провинились, и наказание,
объявленное учителем, было вполне уместным и убедительным способом
педагогического воздействия. Однако, переходя к следующим этапам урока, учитель
остается в прежнем состоянии, у него преобладают отрицательные эмоции, мало
соответствующие новым дидактическим задачам. Такая «вязкость» состояния
учителя, связанная с его профессиональными способностями, безусловно,
отрицательно сказывается на учебно-воспитательных возможностях урока.
Педагогические способности - это такое
психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к
принятым требованиям педагогической системы, к специфике их отражения
соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для
получения желаемого результата.
Мера соответствия требований
индивидуальной деятельности учителя, соответствие реальных результатов его
деятельности планируемым, - главный показатель педагогических способностей.
Таким образом, можно выделить следующие признаки педагогических способностей:
целостность, взаимосвязанность, связь со средой.