Роль педагога в образовании как процессе развития способностей
Психологическое
сопровождение дает такой дидактический импульс, который трансформируется в
самосовершенствование педагогом своих профессиональных качеств и умений.
Самодостаточный учитель может определить, какие способности ему целесообразно
вырабатывать и постоянно совершенствовать. В чем же тогда состоит специфика
психологического сопровождения: если учитель понимает, зачем организовывать
сопровождение, а если он не понимает, к чему тогда сопровождение?
Современный
педагог сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в
зависимости от глубины понимания сущности образования. Любой учитель знает, что
существуют два понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно
заключается или в развитии и формировании способностей или в приобретении
систематических знаний. Ум выше знаний, так как, по словам П.Ф. Каптерева [10],
владея умом, всегда приобретешь знания, а владея знаниями, не всегда
приобретешь ум. Самое важное приобретение учащихся - умение правильно мыслить и
говорить, умение учиться и общаться. Все усилия направлены на формирование
личности ученика, в том числе и его способностей.
Способности
понимаются как свойства функциональных систем, реализующие отдельные
психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и
проявляются в степени успешности и качественном своеобразии освоения и
реализации деятельности. В определенной мере способности передаются по
наследству. Это относится к функциональным механизмам. Также в определенной
мере способности являются индивидуальным приобретением. Это относится к
операционным механизмам способностей [8].
Таким
образом, способности - индивидуально-психологическое свойство личности,
являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности.
Способность - живая развивающаяся система, функционирование и развитие которой
обусловлено существующими в культуре нормами и образцами деятельности.
Выделяются
три основных признака понятия способности: 1) индивидуально-психологические,
отличающие одного человека от другого; 2) не всякие индивидуальные особенности,
а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей; 3) способности, которые не сводятся к
уже выработанным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.
Педагогические способности -
это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической
деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения.